Пятница, 27.06.2025, 09:43 | Главная | Регистрация | Вход |
Форма входаПриветствую Вас Прохожий!
|
Сновидения - ФорумСновидения - Форум
Сновидения
|
|
Светлояр | Дата: Воскресенье, 16.11.2008, 03:55 | Сообщение # 1 |
 Сумеречная Тварь
Группа: Лесная Администрация
Сообщений: 2729
Статус: Offline
| Cуществует два взгляда относительно снов, которые всегда ставили человека в тупик. Первый из них касается действительного толкования и значения снов, а второй представляет собой вопрос о взаимоотношениях между снами и недремлющим миром, или степень реальности, которую сны могут добавить к нему. Это вопросы, которые легко задать, но на которые очень сложно найти ответ. И, наверное, самым правильным будет признание в том, что мы еще не знаем функцию или функции снов. В поисках ответа на вопрос, зачем человек сны, исследователи и психологи работают в одной команде, для того чтобы точно выяснить, в какое именно время, когда человек спит, как к нему приходят сновидения. Несмотря на наличие большого количества теорий, мы все еще до конца не понимаем цель сна, а также не знаем функции различных видов сна. В основном выделяют два вида сновидений, которые обладают явно противоположными физиологическими характеристиками и механизмами, оба из которых обычно наблюдаются во время любого продолжительного периода сна. Один из них известен как активный сон, или “быстрый сон", который также можно назвать «стадией сновидений», потому что в действительности, это фаза, когда человек видит сны. Это состояние характеризуется высокой активностью центральной нервной системы, подавлением периферической моторной активности и временной ассоциацией с яркими галлюцинаторными переживаниями, которые мы и называем снами. Электроэнцефалограмма ускоряется, сердечный ритм и дыхание убыстряются, кровяное давление повышается, а глаза быстро вращаются за закрытыми веками. Исследования показали, что если человек просыпается каждый раз, когда начинается фаза “быстрого сна", то это не позволяет ему видеть сны, и через три ночи он начнет проявлять признаки нервного срыва. Очевидно, что сны являются внутренним механизмом разгрузочного действия, который обеспечивает нас эмоциональным равновесием и поддерживает душевное здоровье. Сны могут считаться своего рода блюстителями нашего умственного и эмоционального благополучия. Важность, приписываемая снам, будет представлена с исторической точки зрения, начиная с древних времен через авраамические религии и заканчивая анализами современных психологов. В самых древних культурах рассмотрение и даже благоговение перед снами играло важную роль. Некоторые племена считали, что жизнь снов намного реальнее и важнее, чем жизнь наяву. Из сновидений черпали информацию не только об охоте, как в эскимосских и африканских племенах, но также о путях излечения от физических и психологических болезней, как в греческом храме снов Асклепия. Источники информации о предсказании будущего по снам в древнем языческом мире варьируются от Гомера в VIII веке до н.э. до Артемидоруса во II веке н.э. и греческих магических папирусов, некоторые из которых были написаны в IV веке н.э. Пять книг Артемидоруса являются собранием толкований снов, которые были собраны из различных источников, а затем классифицированы в систему. Они были представлены в качестве синтеза знаний о толковании снов в то время. Несмотря на то, что природа сновидения все еще является тайной для науки, различные религиозные направления высоко ценят сны и допускают, что последние могут быть использованы Богом для ниспослания божественных откровений. Несмотря на то, что три авраамические религии отличаются по многим вопросам, они выказывают солидарность в том, что видение снов является ценным источником мудрости, понимания и вдохновения. В Коране, также как в иудейской Торе и в христианском Новом Завете, сны считаются посредником, через которого Бог общается с людьми. Сны предлагают божественное руководство и душевный комфорт, предупреждают людей о надвигающейся опасности и обеспечивают пророческие откровения из будущего. Долгое время сны считались легитимной формой божественных откровений, особенно в еврейском мистицизме. В иудаизме информацию о предсказании по снам можно найти в Еврейской Библии и Вавилонском Талмуде. В Еврейской Библии можно увидеть, что сны играют важную роль в истории иудеев, в частности аргументом в защиту иудейских толкователей снов в иностранном суде является сон, который Яхве ниспослал Сулейману (Соломону, мир ему!), и в котором он спрашивал его о том, что Он (Яхве) может дать ему (Короли 3:5). И Сулейман (мир ему!) попросил мудрость, за которую и стал известен. Якуб (Иаков) видел во сне ворота в чертоги Яхве, и Яхве пообещал Якубу (мир ему!) землю и благословение его людям. (Бытие 28:12). Сны Юсуфа (Иосифа, мир ему!) в книге Бытия пророческие и играют существенную роль в злости его братьев и заговоре убить его. Его братья говорят: «Вот идет сновидец. Идите, давайте убьем его и выбросим в одну из ям, а потом посмотрим, что станет с его снами» (Бытие 37:19-20). Сновидения Данияла (Даниила, мир ему!) демонстрируют, как преданность иудаизму приносит божественную помощь для триумфальной победы над врагами. В книге пророка Иоиля Яхве провозглашает, что сны являются достоверной формой духовной информации: «Я изолью свой дух на всю плоть; ваши сыновья и дочери будут пророчествовать, ваши старики будут видеть сны и ваши юноши будут провидцами» (Бытие 2:28). В книге «Числа» Яхве провозглашает, что он разговаривает с пророками через видения и сны, однако эта история выделяет Мусу (Моисея) в качестве лидера, потому что Бог разговаривает с ним «лицом к лицу». В Талмуде существует 217 упоминаний о толковании снов, происхождении снов, их целях и значении, исполнении желаний во снах, взаимоотношении снов и реальности и техниках интерпретации снов. Новый Завет полон сновидений, которые растолкованы пророками. Там есть постоянные упоминания о взаимодействии между человеком и Богом, между человеком и ангелами, человеком и его высшим «я» через сны. Нравственные стандарты индивида четко отражены в ясности и степени качества его / ее снов. Юсуф (мир ему!), одиннадцатый сын Якуба (мир ему!), имел способность не только помнить и интерпретировать свои собственные сны, но и сны других людей. Как объявлено в Новом Завете, Деяния 2:17, Бог выбрал общение с человечеством посредством снов и видений. Он руководит и наставляет нас через наши сны (Псалтырь 16:7). Он передает нам свои заветы через сны, как в случае сна Ибрахима (Авраама, мир ему!) (Бытие 15:12, 13, 18). Он ниспосылает нам сверхъестественные дары в наших снах, как в случае с Сулейманом (мир ему!) (I Короли 3:5, 9, 12, 15). Он использовал сны от Бытия до Откровения Иоанна Богослова, и сообщил о том, что будет продолжать использовать их и в последние дни. Мусульманская вера, ислам, впервые возникла в VII-ом веке в Аравии в качестве глубокого пересмотра раннего иудейского и христианского вероисповедания. Исторически ислам продемонстрировал более глубокий интерес к сновидениям, нежели две другие авраамические религии, и сделал больше остальных, дабы вплести сновидения в ежедневную жизнь последователей ислама. Начиная со снов, во время которого передавались божественные откровения Посланнику Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует), и заканчивая мириадой снов современных мусульман, ислам установил и поддерживает комплексную многогранную традицию активного интереса к сновидениям, воображению, происхождению, функциям и значениям снов. Имея дело со сновидениями, мусульманские философы и теологи следуют по пути Пророка и рассматривают сны согласно Корану и сунне, т.е. образу жизни, которому учил он. Эпизоды о Юсуфе остаются в Коране, так же как и в Новом Завете (Бытие 37-50), и эти эпизоды объединяются для того, чтобы доказать положение о том, что сны и способность их интерпретировать являются важным знаком Аллаха, милостью Бога (см. Св. Коран, 12:4-100). В суре 37 Св. Корана есть история, которая имеет место в книге Бытия. Главным персонажем является Ибрахим (мир ему!), чья жизнь подробно изложена в (Новом Завете, Еврейской Торе) книге Бытия 12-25. Версия Корана особенно фокусируется на повелении Аллаха Ибрахиму пожертвовать своим единственным сыном, Исхаком (Бытие 22). Ибрахим действует в соответствии со своим сном, но он не буквально жертвует своим сыном в физическом смысле, а «выполняет увиденное» в символической демонстрации своей полной покорности Богу. Налицо один очень важный момент, который необходимо отметить, а именно не подвергаемая сомнению уверенность обоих, как Ибрахима, так и его сына, что этот сон является повелением Аллаха. Наряду с этим в Коране, в суре 8, Добыча, существуют также повествования о сновидениях Мухаммада (мир ему!). После победы мусульман при Бадре (15 марта 624 года н.э.), где около 350 мусульман одержали победу над идолопоклонниками, которых было около тысячи, Мухаммад (мир ему!) получил откровение, в котором Аллах провозглашает заслугу этого боя, который бы не произошел без Божественного вмешательства. Относительно этого Пророку (мир ему) было сказано следующее: «[Вспомни, Мухаммад,] как Аллах показал тебе во сне неверных малочисленными. А если бы Он показал тебе их многочисленными, то твои последователи лишились бы мужества и стали пререкаться о [грядущем] сражении. Однако Аллах спас вас [от трусости и препирательств], ибо Он ведает о том, что в сердцах» (Св. Коран 8:43). Мусульманские ученые установили, что истинные сны – от Аллаха, некоторые из них предупреждают, другие – приносят добрые вести. Ибн Мас’уд сообщил о том, что Пророк (мир ему!) сказал: «Пророчество заканчивается, а вести остаются». Люди спросили: «Каковы эти вести?», на что Пророк (мир ему!) ответил: «Истинный сон, который видит человек, или другие люди видят о нем» (Бухари и Малик). Эти вести могут быть хорошими или плохими, как сказал Аллах в Коране: «Так “обрадуй" же их вестью о мучительном наказании» (Св. Коран 84:24). Эти сны являются тем, о чем праведный и достойный доверия Мухаммад (мир ему!) сказал: «В конце времен сны верующего редко будут неверными, чем праведнее человек, тем правдивее его сны, и сон истинного верующего является одной из сорока шести частей пророчества (Бухари и Муслим). То что люди видят во сне, разделяется на три группы, как передает Ибн Малик, Пророк (мир ему!) сказал: «Сны бывают трех видов, некоторые из них – от сатаны, дабы огорчить сына Адама, некоторые – результат того, о чем человек думает, когда он бодрствует, и потому он видит это во сне, и некоторые являются одной из сорока шести частей пророчества» (Ибн Маджа). В исламской культуре снам традиционно придается большое значение, и существовали некоторые ученые, которые прилагали значительные усилия, создавая книги о сновидениях и их интерпретации. Если более детально рассмотреть мусульманские учения, то прежде всего нужно говорить о великом ученом Ибн Араби (1164-1240), который разработал грандиозную метафизическую систему исламской теологии. Его классификация снов устанавливает основную структуру, используемую через всю мусульманскую культуру до самых последних времен. По мнению Ибн Араби существует три вида снов. Первый – это «обычный» сон, созданный воображением, которое использует опыт пережитого в повседневной жизни и показывает его словно в зеркале, отражая в искаженном символическом виде наши чаяния и желания. Вторым и более важным видом снов является тот, который использует в качестве материала не повседневную жизнь, а «Вселенскую душу», источник знаний, непосредственно ассоциирующийся со способностью к абстрактному мышлению. Сны «Вселенской души» раскрывают фундаментальные истины, хотя так же как и первый вид снов, они искажены несовершенством зеркального отображения нашего воображения. Для того чтобы понять, что означают символические образы, необходимо их толкование. Третий вид снов, включает в себя прямое раскрытие реальности, без каких-либо искажений или какого-либо символического посредничества – это истинное видение божественной истины. Типология Ибн Араби демонстрирует более широкий спектр опыта сновидений, чем обычно принято рассматривать в западном психологическом мышлении, которое практически полностью фокусирует свое внимание на первой категории, «обычных» снах. Дальнейшая разработка этой классификации осуществляется в монументальной работе «Мукаддима» (Введение в историю), написанной философом Ибн Халдуном (1332-1402). Он делал акцент на той идее, что во сне люди освобождаются от своих чувств, как бы очищая тем самым свои разумные души, которые получают проблески божественной истины. Отличительной чертой теории Ибн Халдуна является идея, что Всевышний специально создал сон в качестве возможности для людей «приподнять завесу чувств» и приобрести доступ к божественной реальности и высшим формам знания. В этом свете сновидения являются Божественным даром человечеству, «натуральным» средством духовного озарения, потенциально доступного всем людям. Сказав так много о снах и об их значении в истории авраамических религий, вернемся к психологии для рассмотрения современной оценки снов. Знаменитый психолог Зигмунд Фрейд рассматривал сон в качестве искаженной формы умственной активности или в качестве формы физической активности, которая в случае ухудшения может превратиться в патологическую активность, которая не столь важна сама по себе и в лучшем случае выражает более или менее инфантильные желания. Фрейд настаивает на том, что сны человека являются его самыми ранними мыслительными образами и воспоминаниями. Он рассматривал мозг человека в качестве губки. Зигмунд Фрейд выразил мнение, что доисторические эволюционные импульсы перешли в сны современного человека. Он верил, что они сохранялись в нашей памяти для интерпретации событий в нашей последующей жизни. Фрейд объяснял сон как головоломки из картинок. Английский философ Юнг полностью отказался от подобных взглядов относительно снов. Он рассматривал сны как спонтанное, нормальное креативное выражение подсознания в виде образов и символов. Профессор Юнг верил, что сны «говорят» символами, образами и метафорами на языке, который является естественным путем выражения подсознательного разума. Для Юнга мир снов был всего лишь богатым, разнообразным миром, который столь же многообразен, сколь и сознательный мир. Человек не способен понять сразу этот «язык», считал Юнг, поэтому образы отличаются от языка, на котором мы говорим в нашей повседневной жизни. Юнг разделил сны на два уровня. Первый – объективный, где сны отражают взаимоотношения с внешним миром. Сюда относятся люди, события или действия. Второй – это субъективный уровень, имеющий дело с мыслями и чувствами человека. Многие религиозные верования утверждают, что способность получать видения через сны и в состоянии бодрствования является способностью, которая находится у людей в латентном состоянии, ибо их привязанность к материальным вещам застилает их восприятие импульсов из духовного мира. Что изменило наш взгляд на сны в качестве Божественных откровений? Может это просто наше сильное стремление к мирским, материальным вещам, которые перекрывают каналы нашего общения с Всевышним? Автор: М. Топрак
|
|
| |
Светлояр | Дата: Воскресенье, 16.11.2008, 03:56 | Сообщение # 2 |
 Сумеречная Тварь
Группа: Лесная Администрация
Сообщений: 2729
Статус: Offline
| Сновидения — это волшебство, и самое удивительное, что создаем мы его сами. Они наполнены не всегда понятными и фантастическими образами, которые нам кажутся нелепыми. Наши сновидения ставят нас в тупик, проснувшись, мы их не понимаем. Но ведь если как следует разобраться, то и наши мысли не настолько четкие, как нам хотелось бы! Однако сны вызывают у нас любопытство, а порой и мистический страх: ведь какие сильные чувства мы в них испытываем от ужаса до блаженства! Сновидения тесно связаны с нашей coзнательной жизнью и передают сознанию свои послания. Мы все замечали, что наша тревога усиливается к вечеру и уменьшается утром. В сновидениях мы освобождаемся от избытка напряжения, сны помогают нам «выпустить пар». В большинстве случаев это и является их смыслом. "Что скопилось в сердце, расчихал во сне" — так сказано в китайской поговорке. Мы творим во сне, перерабатываем информацию, создаем свое будущее. Часто человек забывает собственные сны, но все равно: они всегда являются его частью. Сновидения бывают цветными или черно-белыми. Специалисты считают — чем эмоциональнее человек, тем более «цветные» он видит сны. Поэтому более впечатлительным, творческим натурам снятся, как правило, более яркие сны. Черно-белые сны исходят из ближайшего подсознания, скрываемого за личностью. Они помогают лучше понять себя. Их воздействие на нас длится в течение 2—3 недель. Когда человек видит только черно-белые сновидения, значит, он полагается в своей жизни только на разум. Сновидения, в которых присутствуют цвета или полностью цветные, раскрывают всю полноту человеческой эмоциональности, затрагивая его гораздо глубже. Впечатление от них более сильные, но, несмотря на это, человек, видя такие сны, больше отдыхает. Их влияние продолжается гораздо дольше — около 2—3 месяцев. Чем сильнее выделяется цвет в сновидении, тем большее значение он имеет для грезящего. Особенно когда в черно-белом сне представлен только один цвет или все цветное сновидение окрашено различными оттенками одного цвета, а так же если предмет окрашен нестандартным цветом. Сновидения отражают представление человека о себе, являясь зеркалом его души, взаимоотношений с людьми и событий в жизни. В них мы видим цвета, ощущаем звук, холод или жару, вкус, запах, боль и другие переживания, испытываемые в жизни. Мы действуем в сновидениях, бегаем, прыгаем, летаем, целуемся или убиваем, и все это кажется очень реальным. Наше подсознание во время сновидений работает как психотерапевт, помогая освободиться от нервного напряжения, накопленного за день. Таким образом, в нашем подсознании скрыт могущественный потенциал для исцеления и улучшения своей жизни. Сны могут быть разными: одни показывают наше психологическое состояние, другие — наше будущее, настоящее и прошлое. Как же разобраться во всем этом? Виды снов 1. Компенсационные сны Они позволяют человеку пережить свой жизненный опыт, чтобы решить похожую проблему, уже возникавшую в его жизни. Мы экспериментируем, разрабатывая различные варианты ее решения. Наше подсознание пытается привести в норму психологическое состояние и дать выход накопившимся эмоциям. Детям могут сниться сладости, игрушки, о которых они мечтают. Человек, у которого была суровая мать, может видеть ее доброй и ласковой, а пьяницу отца — строгим, но справедливым. Также они помогают осознать, к чему мы сознательно стремимся в своей жизни, но подсознательно подавляем собственные желания, так как считаем их невыполнимыми или неэтичными. 2. Творческие сны С давних времен люди использовали сновидения для решения творческих задач. Такие сны видят писатели, поэты, дизайнеры и множество обычных людей, обнаруживая в них нужную им информацию. Творческие сны бывают необычайно продуктивными. 3. Фактические сны В основном это сны-воспоминания, где мы переживаем уже случившиеся события. Одна девушка рассказала такой случай: «Я потеряла золотую цепочку и долго ее искала. У меня возникла мысль, что цепочка порвалась, когда я возвращалась от подруги. И когда я потеряла всякую надежду ее найти, мне приснился сон: я вхожу в квартиру, снимаю цепочку, открываю шкаф, и в этот момент звонит телефон. Я бросаю ее в ящик и иду к телефону. Когда я проснулась, то поняла, что цепочку я не положила в шкатулку. Открыла шкаф и стала искать ее. Однако в ящике, в который я бросила цепочку во сне, ее не было. Зато я увидела в нем небольшую щель. Я начала искать в нижнем ящике и нашла цепочку». Иногда такие сны показывают нам напрямую будущие события. И если во сне кондуктор требует у вас деньги за проезд, и вы знаете, что должны заплатить, а денег у вас нет, то перед выходом из дома лучше проверить, взяли ли вы кошелек, и есть ли в нем деньги. 4. Повторяющиеся сны Сновидения, указывающие на необходимость пересмотра своих действий или мыслей, так как возникшая проблема еще не решена. Подсознание передает нам тревожные эмоции, чтобы разобраться с поставленной задачей. 5. Сны с продолжением Свидетельствуют об изменившейся точке зрения и о том, что проблема начинает решаться. 6.Физиологические сны Категория таких снов отражает в основном сексуальные проблемы или состояние нашего здоровья. Основное в трактовке сновидений — это ваши чувства. 7. Предупреждающие сны Они показывают нам, что мы можем изменить и предотвратить неприятные события. Если вы видите, что кто-то толкает вас в пропасть, постарайтесь быть с этим человеком осторожнее, обдумайте свои поступки, может быть, вы начинаете осознавать свои действия, которые могут привести к краху вашей жизни. Также в этих снах можно увидеть трещины на предметах, поломанную мебель, разрушенные здания, катастрофы. Все это говорит о крушении планов и надежд. Если вы видите, что любимый человек уходит, не хочет общаться, закрывает двери, — это служит предупреждением о напряженных отношениях, и нужно подумать, как их изменить. Когда во сне у вас что-то не получается, значит, в чем-то вы ошибаетесь. 8. Вещие сны В них человек видит события, о которых он не может узнать обычным путем. Почему возникают такие сновидения, не известно, но все-таки их видят многие. Они яркие и насыщенные, а кроме этого легко запоминаются. Чувства и ощущения выражены в них очень четко. Хотя не всякое яркое сновидение бывает вещим. Если во сне вас что-то очень удивляет, то, скорее всего, такой сон является предвидением будущих событий. Вот, например, один такой сон: «Неожиданно передо мной появился мужчина. Я очень удивилась и спросила его: "Ты кто?". Он ответил: "Я — Водолей, принес тебе картошечку". В это время она искала работу. В сентябре женщина устроилась работать, а в начале февраля, который по гороскопу соответствует Водолею, ей повысили зарплату. 9. Осознанные сны В них вы понимаете, что спите и видите сон. Возможность управлять событиями и своими действиями в таких снах показывает ваши большие способности. 10. Экспрессивные сны В подобных сновидениях человек видит сюжеты, которые невозможны в реальной жизни. Это говорит о большом воображении сновидца и силе его чувств. 11. Сновидения наяву Когда во внутреннем мире человека существуют сильные запреты, могут возникать символы сновидений наяву. Тем самым, давая ему понять, что необходимо срочно разобраться в своих проблемах.
|
|
| |
Светлояр | Дата: Воскресенье, 16.11.2008, 03:57 | Сообщение # 3 |
 Сумеречная Тварь
Группа: Лесная Администрация
Сообщений: 2729
Статус: Offline
| Стадии сна Сон часто начинается с подергивания. Это внезапное судорожное движение, которое происходит на первой стадии НБДГ, называют миоклонной судорогой. Она вызвана резкой вспышкой электрической активности мозга. Миоклонная судорога подобна миниатюрной версии эпилептического приступа, но это - вполне нормальная часть мира сна. В большинстве случаев мы ее не осознаем, и наше тело снова релаксирует, когда мы продолжаем путешествовать в ночи. Теперь мы полностью вошли в первые две стадии сна. На стадии НБДГ-1, легкого сна, ЭЭГ показывает картину, похожую на ряд букв " m ", написанных быстрыми судорожными каракулями. В этой стадии мы пребываем всего минут пять. Затем мозговые волны снова изменяются, наступает стадия НБДГ-2. В лаборатории изучения сна перья энцефалографа будут двигаться рывками, записывать, новый графический рисунок, похожий на ряд острых зубцов. Стадия 2 есть, по-видимому, переход между первой стадией легкого сна и более глубоким сном, наступающим в стадиях 3 и 4. Теперь нас полностью охватывает мир сна, относя к бескрайнему горизонту. Для обеих стадий, 3 и 4, характерны крупные, медленные, «перекатывающиеся» мозговые волны. Если сравнить мозговые волны во время активного бодрствования с малыми, быстрыми волнами ряби у океанского берега в ветреный день, то медленные волны в стадиях 3 и 4 можно было бы описать в виде высоких, длинных, набегающих на берег волн, идеальных для серфинга. Эти медленные волны никогда не возникают у нормальных людей при дневном бодрствовании, хотя их иногда находят у лиц, страдающих поражением мозга. Здесь мы снова имеем ясное свидетельство того, сколь фундаментально различны физиология сна и физиология бодрствования. Волны на стадиях 3 и 4 синхронизированы, в отличие от волн при бодрствовании. В бодрственном состоянии мозг вынужден иметь дело с таким множеством разных, иногда внезапных и часто сложных видов деятельности одновременно, что волны, записанные на ЭЭГ, десинхронизованы, они имеют вид быстрых нерегулярных всплесков, поскольку различные отделы мозга выполняют свои специальные задачи. Но чем глубже сон, тем меньше число функций, требующих концентрации и готовности, которые приходится контролировать мозгу. В результате полной релаксации, характерной для глубокого сна, волны все больше и больше синхронизируются, показывая, что тело и мозг плавно ''затихают", подобно машине на холостом ходу. Итак, мы глубоко уснули. Глаза у нас двигаются очень слабо, тело полностью отдыхает в той или иной позе сна. Но появляется и кое-что новое, чего не было в состоянии бодрствования. Речь идет о некоторых биологически активных веществах семейства аминов, подача которых начинает возрастать, и они накапливаются в различных клетках и клеточных группах мозговой ткани. Если мы не спим достаточное время, то этот процесс не будет идти с должной регулярностью - и это одна из причин того, что недостаток сна в течение долгого времени оказывает ослабляющее действие на функционирование организма. Когда мы спим, в действие вступают другие физиологические процессы. Начинают вырабатываться различные гормоны. Некоторые из них расходуются во время сна, тогда как другие запасаются организмом для времени бодрствования. Исследование биологических процессов, происходящих в организме во время сна, - это центральный пункт многих экспериментов, которые постоянно проводятся учеными исследующими сон. Это новая область, и здесь еще много не узнанного и непонятного. Но мы, например, знаем, что антитела, которые борются с инфекцией, вырабатываются во время сна в больших количествах. Когда мы отдыхаем, организм может сосредоточиться на восстановительных процессах, и именно поэтому лучшее предписание во время болезни - это вдоволь выспаться. Помимо всего этого имеется и другой важный аспект сна. Когда мы проходим через полный цикл, стадии НБДГ через определенные интервалы времени сменяются другим, фундаментально отличным видом сна - БДГ, или сном со сновидениями. Правда, некоторое подобие сновидений может быть и в фазе НБДГ, но такие сны - это не тот причудливый вид сна, который типичен для БДГ. Содержание снов в фазе НБДГ ближе по природе к мыслям бодрствующего человека и включает обычные, повседневные образы, например, заполнение списка продуктов для посещения универсама или какие-то специфические проблемы работы в учреждении. Первый период БДГ, наступающий примерно через девяносто минут после засыпания, - самый короткий, он обычно длится от пяти до десяти минут. По мере продолжения нашего путешествия через ночь длительность каждой последующей фазы БДГ возрастает. Самая длинная из них, которая может занимать более получаса, наступает утром, как раз перед пробуждением. В момент, предшествующий начальному периода сна со сновидениями, поза спящего человека изменяется. Хотя в НБДГ такие изменения изредка возможны (особенно у людей, спящих плохо из-за болезни или беспокойства) , большинство движений тела ночью происходит непосредственно перед или после каждого БДГ-сновидения. Этого не случается во время самого сновидения, поскольку тонус мышц теряется и тело охватывает своеобразный ''паралич". Понаблюдайте, как засыпает кошка (стадия БДГ). Задние мускулы шеи теряют свой тонус полностью, и голова внезапно падает на лапы - это похоже на движение старика, который кивает в своем кресле-качалке. Когда со времени засыпания проходит чуть больше полутора часов, приближается время нашего первого, в эту ночь, сновидения. Мы поворачиваемся в постели. Если поза, в которой мы заснули - "полузародышевая", т.е. мы лежим на боку, со слегка поджатыми коленями, то в этот момент мы можем повернуться, скажем, с левого бока на правый, оставаясь в той же "полузародышевой" позе. А.Я. Психология azps.ru Непосредственно перед началом БДГ-сна ЭЭГ показывает всплески пилообразного вида, похожие на ряд печатных букв " m ". Теперь, во время сновидения, наши глаза под закрытыми веками опять начинают совершать такие же быстрые синхронные движения в разных направлениях, которые характеризуют нашу дневную активность. Эти быстрые движения глаз, по-видимому, отражают характер сна, который мы видим. Если нам снится, что мы входим в комнату, полную людей, наши глаза будут двигаться в горизонтальном направлении из стороны в сторону, как это делали бы мы в дневном мире, но если нам снится, что мы лежим, наши глаза будут двигаться вверх и вниз, в вертикальном направлении, как бы стремясь охватить взглядом землю внизу и облака вверху. Мы действительно «видим» наши сны и следим за действием глазами. Значение такого "зрения" подчеркивается тем фактом, что слепые от рождения не имеют визуальных снов и, значит, не могут "видеть" свой сон. Слепой от рождения человек использует во сне другие органы чувств - осязание, слух и обоняние. Кончики пальцев будут совершать порхающие движения, пытаясь очертить форму объекта, воспринимаемого во сне, будь это округлость жемчужины или вытянутость палки. Люди же зрячие от рождения, но ослепшие позже в тот или иной период жизни, продолжают, конечно, иметь визуальные сны. Для всех нас, и зрячих и слепых, дрожание пальцев на руках и ногах - один из немногих видов движений, которые мы способны совершать во время сновидений. Туловище, шея, веки и крупные мышцы рук и ног - все они охвачены "параличом", упомянутым уже в этой главе. Сон БДГ полон кажущихся противоречий. Мы спим, но двигаем глазами, как если бы мы могли видеть, - и, действительно, мы видим сны. К тому же во время БДГ-сна в нашем теле происходит "реверс" по отношению к тем процессам, которые характерны для НБДГ-сна. Когда мы видим сны, кровяное давление и температура тела поднимаются, мы начинаем дышать чаще и менее регулярно, желудочный сок и адреналин выделяются быстрее. Все эти функции в БДГ-сне существенно активизируются, достигая "уровня бодрствования", а иногда поднимаясь до такой интенсивности, которая при бодрствовании говорила бы о крайнем беспокойстве или даже панике . Создается впечатление, что организм чувствует возможною опасность в окружающей обстановка и возбуждает себя в достаточной степени, чтобы следить за обстановкой не просыпаясь, подобно тому как подводная лодка высовывает перископ, чтобы избежать всплытия. Такая парадоксальная готовность в БДГ-сне фиксируется на энцефалограмме - на этой стадии наши мозговые волны аналогичны низкоуровневым быстрым нерегулярным энцефалограммам, отражающим нашу дневную жизнь. Временами это возбуждение сопровождается ночными кошмарами. Если же оно вызывается ночными шумами, то мы просыпаемся. У людей, склонных к таким заболеваниям, как язва желудка, астма, сердечная недостаточность, ночью особенно вероятны приступы этих болезней во время периода возбуждения. В состоянии сна без сновидений мы не чувствуем изменений, происходящих в нашем мозгу и теле. Мы не осознаем своего собственного существования так, как это бывает наяву, - мы спим "мертвым сном". Но во сне со сновидениями проявляется некоторое особое качество сознания. Мир наших сновидений может в некоторые моменты вполне походить на тот мир, к которому привыкло наше дневное "Я", а в другие моменты быть полностью, фантастически отличным от него. Но мы переживаем этот опыт, осознаем его. Если нас разбудить во время сновидений, мы способны в первые пять минут описать природу и содержание сна во всех деталях. Именно в сновидениях мы наиболее ярко переживаем уникальный образ жизни, который характеризует мир сна. Психологические исследования показывают, что в сновидениях (и в других измененных состояниях сознания, таких как гипнотический транс, некоторые виды религиозного экстаза или состояния, вызванные наркотиками) мы не испытываем ни чувства усталости, ни напряженной сверхактивности. Что бы мы ни делали во сне, мы не ощущаем усталости. Самый глубокий сон, когда обычно активные мозг и тело широко вовлечены в восстановительные функции, - это стадия НБДГ-4. Эта стадия концентрируется преимущественно в первой половине ночи. В течение первых полутора часов мы проводим в 4-й стадии сна фактически столько же времени, сколько за всю оставшуюся часть ночи. Таким образом, лабораторные эксперименты подтверждают бабушкины сказки о том, что лучший сон - первый сон. Тому факту, что мы получаем "столь много'' в первые часы ночи, обязаны многие знаменитые люди, хвастающие, что им необходимы только три- четыре часа ночного сна. Наполеон, Эдисон и другие действительно были способны обойтись без последующих, не столь освежающих часов сна. Однако они, вероятно, спали урывками в дневные часы. Эксперименты показали, что НБДГ-сон жизненно важен для здорового функционирования в дневном мире. Человека можно лишить БДГ-сна, если будить его каждый раз, когда ЭЭГ показывает, что он начал видеть сновидения, и это не принесет видимого вреда. Но если оставить того же самого человека без НБДГ-сна, то в конце концов это приведет к раздражительности и потере психической готовности, как и при полном лишении сна.
|
|
| |
|
 |  |