Пятница, 24.01.2025, 03:39Главная | Регистрация | Вход

Меню сайта

Форма входа

Приветствую Вас Прохожий!

Статистика

Воздушный таран - ФорумВоздушный таран - Форум
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Воздушный таран
СветлоярДата: Воскресенье, 04.05.2008, 21:50 | Сообщение # 1
Сумеречная Тварь
Группа: Лесная Администрация
Сообщений: 2729
Статус: Offline
Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова так даёт определение слову подвиг - героический, самоотверженный поступок, важное по своему значению действие, совершаемое в трудных условиях. Эталоном ратного подвига по праву стал воздушный таран, когда лётчик, ставя на карту собственную жизнь, обрушивает во имя победы удар своей машины на самолёт врага.

Воздушный таран не был предусмотрен воинским уставом, наставлениями или инструкциями. Советские лётчики прибегали к такому крайнему средству не по приказу. Ими двигала любовь к Родине, ненависть к захватчикам, чувство долга и личной ответственности за судьбу страны. Главный маршал авиации дважды Герой Советского Союза А.А.Новиков, бывший главкомом ВВС в 1942-1946 годах, так говорил: "Воздушный таран - это не только молниеносный расчёт, исключительная храбрость и самообладание. Таран в небе - это прежде всего готовность к самопожертвованию, последнее испытание на верность своему народу, своим идеалам. Это одна из наивысших форм проявления того самого морального фактора, присущего советскому человеку, кторого не учёл и не мог учесть враг."

Во время Великой Отечественной войны советские лётчики совершили более 600 таранов (точное количество неизвестно, так как исследования продолжаются и постепенно становятся известными всё новые случаи). Более 2/3 из них приходится на 1941-1942 годы - самый тяжёлый период войны. В то время в части люфтваффе был даже разослан циркуляр, запрещавший приближаться к советским самолётам ближе чем на 100 м во избежание тарана.

Советские лётчики применяли таран на всех типах самолётов: истребителях, штурмовиках, бомбардировщиках, разведчиках. Тараны совершались в групповых и одиночных боях, днём и ночью, в чистом небе и в облаках, на малых и больших высотах, над своей и территорией и над территорией противника.

Есть довольно распространённое мнение, что таран - это некий фатальный акт самопожертвования.

Но вот что писал Алексей Толстой в одном из своих фронтовых очерков, который так и назывался - "Таран": "Советский лётчик никогда не уклоняется от боя, и чем ближе к нему опасность, тем злее его сердце, тем расчётливее его движения, тем стремительнее его рефлексы... Советские лётчики создали новую форму атаки, фашисты не осмеливаются её применять. Я говорю о таранении в воздухе врага, при условии сохранения не только своей жизни, но и в некоторых случаях своей машины."

Действительно, как показывает статистика, при совершении тарана погибло примерно 37% лётчиков. Остальные не только оставались живы, но и многие продолжали вести бой и совершали посадку на своём самолёте. Есть случаи, когда лётчики совершали по два тарана в одном бою. Несколько десятков человек совершили так называемые "двойные" тараны, когда с первого раза самолёт противника сбить не удавалось и приходилось добивать его повторным таранным ударом. Известен даже случай, когда лётчику-истребителю О.Кильговатову, чтобы уничтожить врага, пришлось нанести четыре таранных удара. 35 лётчиков совершили по два тарана, Н.В.Терёхин и А.С.Хлобыстов - по три, Б.И.Ковзан - четыре.


 
СветлоярДата: Воскресенье, 04.05.2008, 21:51 | Сообщение # 2
Сумеречная Тварь
Группа: Лесная Администрация
Сообщений: 2729
Статус: Offline
Герой Советского Союза
Ковзан Борис Иванович


Родился 7 апреля 1922 года в городе Шахты ныне Ростовской области в семье служащего. Русский. Член КПСС с 1945 года. Окончил 8 классов в городе Бобруйске Могилёвской области. В РККА с 1939 года. Окончил Одесскую военную авиационную школу лётчиков.

Участник Великой Отечественной войны с 1941 года. Лётчик 42-го истребительного авиационного полка (Брянский фронт) комсомолец младший лейтенант Ковзан Б.И. свой боевой счёт открыл в августе 1941 года, сбив бомбардировщик Do-215.

29 октября 1941 года на самолёте МиГ-3 вылетел на сопровождение штурмовиков в район города Загорска Московской области. В воздушном бою с 4 Me-109 подбил одного из них, но при этом израсходовал весь боезапас. При возвращении на свой аэродром на высоте 5000 м обнаружил воздушный разведчик противника Ju-88. Чтобы не дать ему уйти, Ковзан решил таранить. Он зашёл "юнкерсу" сзади снизу и уровнял скорость. Потом дал газ и резко взял ручку на себя. От удара тряхнуло весь истребитель, но Ковзан справился с управлением. "Юнкерс", кувыркаясь, пошёл к земле. Произвёл посадку на своём аэродроме.

22 февраля 1942 года старший лейтенант Ковзан в районе Вышнего Волочка на самолёте Як-1 таранил бомбардировщик противника. Произвёл посадку на повреждённом самолёте.

8 июля 1942 года в районе села Лобницы Новгородской области в воздушном бою на том же самолёте таранил вражеский истребитель. Совершил посадку на повреждённом самолёте.

Лётчик того же полка (240-я истребительная авиационная дивизия, 6-я воздушная армия, Северо-Западный фронт) старший лейтенант Ковзан Б.И. к середине июля 1942 года совершил 142 боевых вылета, лично сбил 3 и в группе 1 самолёт противника. 24 августа 1943 года ему присвоено звание Героя Советского Союза.

13 августа 1942 года в районе города Старая Русса капитан Ковзан самолёте Ла-5 обнаружил группу из 7 Ju-88 и 6 Me-109. Противник уже заметил наш истребитель и Ковзану пришлось вступить в неравный бой. Не обращая внимание на истребителе сопровождения, Ковзан устремился к "юнкерсам". Один Me-109 попытался встать у него на пути, но после меткой очереди задымил и стал падать. Вдруг вражеская очередь ударила по кабине. Одна пуля попала Ковзану в правый глаз. Он сделал попытку выброситься с парашютом, но сил не хватило. В это время прямо по курсу показался "юнкерс" и Ковзан направил свой горящий самолёт на него. От удара оба самолёта развалились на куски. Нашего лётчика выбросило из кабины через открытый фонарь. С высоты 6000 м он упал в болото и это спасло ему жизнь. При падении сломал левую ногу, руку и несколько рёбер. Это был его четвёртый по счёту таран.

Подоспевшие колхозники вытащили лётчика из трясины и доставили его к партизанам, а те переправили его через линию фронта. 10 месяцев Ковзан провёл в госпиталях. После госпиталя добился разрешения служить с одним глазом в истребительной авиации. До конца войны сбил ещё 6 самолётов противника, доведя личный счёт до 28.

После войны продолжал службу в авиации. В 1954 году окончил Военно-воздушную академию. С 1958 года подполковник Ковзан - в запасе. Жил в Рязани, работал начальником аэроклуба. Затем полковник в отставке Ковзан жил в Минске. Награждён 2 орденами Ленина, орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, Красной Звезды, медалями. Умер 31 августа 1985 года. В 2005 году в Рязани на доме, где он жил, установлена мемориальная доска.


 
СветлоярДата: Воскресенье, 04.05.2008, 21:54 | Сообщение # 3
Сумеречная Тварь
Группа: Лесная Администрация
Сообщений: 2729
Статус: Offline
Терёхин Николай Васильевич

Родился в 1916 году в селе Чердынь Лопатинского района Пензенской области. Русский. Член ВКП(б).

Командир эскадрильи 161-го истребительного авиационного полка (43-я истребительная авиационная дивизия, Западный фронт) старший лейтенант Терёхин Н.В. утром 10 июля 1941 года во главе звена И-16 вылетел на отражение налёта вражеских бомбардировщиков на аэродром. Над городом Могилёвом шестёрка И-16 уже вела бой с группой вражеских бомбардировщиков Ju-88. Звено Терёхина поспешило к ним на помощь. Сам он выбрал себе цель и атаковал её. Он растратил весь боезапас, но "юнкерс" продолжал лететь. Чтобы не дать ему уйти, Терёхин решил таранить. Он подошёл к противнику вплотную и винтом отрубил ему хвостовое оперение. Бомбардировщики шли плотным строем. Падая, "Юнкерс" ударил крылом своего ведущего. Оба самолёта противника рухнули на землю. Терёхин приземлился на парашюте. Рядом приземлился экипаж сбитого "юнкерса". Ещё в воздухе немцы открыли огонь из пистолетов. Терёхин отстреливался. К месту приземления подоспели колхозники, которые помогли обезоружить и связать фашистов. На КП дивизии Терёхин появился с пистолетом в руке и с верёвкой, которой были связаны пленные, - в другой. За этот подвиг он награждён орденом Ленина.

18 июля 1941 года в воздушном бою на подступах к Ленинграду таранным ударом сбил третий вражеский самолёт.

Майор Терёхин погиб в воздушном бою 30 декабря 1942 года. Всего совершил 250 боевых вылетов, сбил 17 самолётов противника.


 
СветлоярДата: Воскресенье, 04.05.2008, 21:56 | Сообщение # 4
Сумеречная Тварь
Группа: Лесная Администрация
Сообщений: 2729
Статус: Offline
Герой Советского Союза
Хлобыстов Алексей Степанович

Родился 23 февраля 1918 года в селе Захарово (ныне село Елино Захаровского района Рязанской области) в семье крестьянина. Русский. Член ВКП(б) с апреля 1942 года. Окончил 7 классов неполной средней школы. После смерти отца переехал к сестре в Москву. Поступил учеником электромонтёра на Карачаровский механический завод. Затем работал в НИИ металлургического машиностроения и одновременно учился в Ухтомском аэроклубе. В РККА с 1939 года. В 1941 году окончил 1-ю Качинскую Краснознамённую военную авиационную школу пилотов имени А.Ф.Мясникова.

На фронтах Великой Отечественной войны с первого дня. Воевал на Карельском перешейке. Свой боевой счёт открыл 28 июня 1941 года, уничтожив пикирующий бомбардировщик Ju-87. Осенью 1941 года в воздушном бою сбил свой четвёртый самолёт, но и сам был вынужден сесть на верхушки сосен. Месяц лежал в госпитале. Награждён орденом Красного Знамени. Потом воевал на Волховском фронте. В январе 1942 года прибыл в 147-й истребительный авиационный полк Карельского фронта.

Командир звена 20-го гвардейского истребительного авиационного полка (1-я смешанная авиационная дивизия, ВВС 14-й армии, Карельский фронт) гвардии лейтенант Хлобыстов А.С. к апрелю 1942 года совершил 266 боевых вылетов на штурмовку войск противника. В 16 воздушных боях сбил лично 4 и в группе 6 самолётов противника.

8 апреля 1942 года его принимали в члены ВКП(б). Во время собрания поступила команда на взлёт. Посты ВНОС обнаружили большую группу самолётов противника, шедших к Мурманску. На перехват была поднята шестёрка истребителей P-40 "Томахок-IIB" под командованием гвардии капитана Позднякова А.П. В районе посёлка Рестикент наши лётчики обнаружили 15 бомбардировщиков Ju-87 под прикрытием 5 истребителей Me-110. Завязался упорный воздушный бой. В ходе боя самолёт гвардии лейтенанта Фатеева И.Д. был атакован "мессершмиттом". Ему на помощь пришли лётчики Бычков Е.М. и Семеньков В.Р. Спасаясь от их пулемётных очередей, немец отвернул в сторону и оказался перед Хлобыстовым. Времени на прицеливание не было. Не желая упускать гитлеровца невредимым, он левой плоскостью своего самолёта ударил по хвосту "мессершмитта". Тот, потеряв управление, врезался в сопку. Затем огнём из бортового оружия Хлобыстов сбил ещё один самолёт. Вскоре к немцам подошло подкрепление: 8 "мессершмиттов". В критический момент боя на таран пошёл капитан Поздняков и при этом погиб. Желая отомстить за своего командира, Хлобыстов сошёлся в лобовой атаке с двумя "мессершмиттами" и вторично применил таран, ударив одного из них вновь правой плоскостью. На повреждённом, едва управляемом самолёте дотянул до своего аэродрома и благополучно произвёл посадку.

14 мая 1942 года гвардии старший лейтенант Хлобыстов вылетел в составе группы истребителей на отражение налёта вражеской авиации на Мурманск. В первые же минуты боя он был ранен в руку и ногу. Задымил и тут же вспыхнул мотор. Резким маневром Хлобыстов попытался сбить пламя, но безуспешно. Заметив, что самолёт капитана Соломонова В.Д. атакует Me-109, довернул свой самолёт, увеличил газ и таранным ударом уничтожил противника. От удара Хлобыстова выбросило из кабины через открытый фонарь. Теряя сознание, он успел раскрыть парашют. 6 июня 1942 года ему присвоено звание Героя Советского Союза.

Гвардии капитан Хлобыстов А.С. погиб в воздушном бою 13 декабря 1943 года. К этому времени он совершил 335 боевых вылетов, сбил 7 самолётов противника лично и 24 в групповом бою. Награждён орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, медалями. Именем Героя были названы улицы в Мурманске и в Москве, плавбаза подводных лодок КСФ, морское рыболовное судно, пионерские дружины. На территории НИИ, где работал Хлобыстов, сооружён бюст. В цехе Карачаровского механического завода установлена мемориальная доска.


 
СветлоярДата: Воскресенье, 04.05.2008, 22:03 | Сообщение # 5
Сумеречная Тварь
Группа: Лесная Администрация
Сообщений: 2729
Статус: Offline
Quote
13 августа 1942 года в районе города Старая Русса капитан Ковзан самолёте Ла-5 обнаружил группу из 7 Ju-88 и 6 Me-109. Противник уже заметил наш истребитель и Ковзану пришлось вступить в неравный бой. Не обращая внимание на истребителе сопровождения, Ковзан устремился к "юнкерсам". Один Me-109 попытался встать у него на пути, но после меткой очереди задымил и стал падать. Вдруг вражеская очередь ударила по кабине. Одна пуля попала Ковзану в правый глаз. Он сделал попытку выброситься с парашютом, но сил не хватило. В это время прямо по курсу показался "юнкерс" и Ковзан направил свой горящий самолёт на него. От удара оба самолёта развалились на куски. Нашего лётчика выбросило из кабины через открытый фонарь. С высоты 6000 м он упал в болото и это спасло ему жизнь. При падении сломал левую ногу, руку и несколько рёбер. Это был его четвёртый по счёту таран.

После прочтения пребывал в шоке... После попадания пули в глаз сбить самолёт тараном, упасть с 6000м и остаться вживых... Вот почему мы победили...


 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2025 |