Арес (у римлян Марс) - бог войны, несущий гибель
и разрушение, древнегреческий идеал храброго воина. Он
сравнительно с другими богами Греции пользовался мень-
шим почетом. Это сказывается и в том, что сам бог Зевс,
по словам греков, недолюбливает своего сына Ареса, пос-
тоянно затевающего раздоры, губящего людей и радующего-
ся, когда во время битвы рекой льется людская кровь.
У римлян Афродита - Венера; Эрот - Амур или Купи-
дон; Гименей - бог брака. АРЕС
Бог войны, неистовый Арес, - сын громовержца Зевса и
Геры. Не любит его Зевс. Часто говорит он своему сыну,
что он самый ненавистный ему среди богов Олимпа. Зевс
не любит сына за его кровожадность. Не будь Арес его
сыном, он давно низверг бы его в мрачный Тартар, туда,
где томятся титаны. Сердце свирепого Ареса радуют толь-
ко жестокие битвы. Неистовый, носится он средь грохота
оружия, криков и стонов битвы между сражающимися, в
сверкающем вооружении, с громадным щитом. Следом за ним
несутся его сыновья, Деймос и Фобос - ужас и страх, а
рядом с ними богиня раздора Эрида и сеющая убийства бо-
гиня Энюо. Кипит, грохочет битва; ликует Арес; со сто-
ном падают воины. Торжествует Арес, когда сразит своим
ужасным мечом воина и хлынет на землю горячая кровь.
Без разбора разит он и направо и налево; груда тел вок-
руг жестокого бога.
Свиреп, неистов, грозен Арес, но победа не всегда
сопутствует ему. Часто приходится Аресу уступать на по-
ле битвы воинственной дочери Зевса, Афине-Палладе. По-
беждает она Ареса мудростью и спокойным сознанием силы.
Нередко и смертные герои одерживают верх над Аресом,
особенно, если им помогает светлоокая Афина-Паллада.
Так поразил Ареса медным копьем герой Диомед под стена-
ми Трои. Сама Афина направила удар. Далеко разнесся по
войску троянцев и греков ужасный крик раненого бога.
Словно десять тысяч воинов вскрикнули сразу, вступая в
яростную битву, так закричал от боли покрытый медными
доспехами Арес. Вздрогнули в ужасе греки и троянцы, а
неистовый Арес понесся, окутанный мрачным облаком, пок-
рытый кровью, с жалобами на Афину к отцу своему Зевсу.
Но отец Зевс не стал слушать его жалоб. Он не любит
своего сына, которому приятны лишь распри, битвы да
убийства.
Если даже жена Ареса, прекраснейшая из богинь Афро-
дита, приходит на помощь своему мужу, когда он в пылу
битвы встретится с Афиной, и тогда выходит победитель-
ницей любимая дочь громовержца Зевса. Воительница Афина
одним ударом повергает на землю прекрасную богиню любви
Афродиту. Со слезами возносится на Олимп вечно юная,
дивно прекрасная Афродита, а вслед ей раздается тор-
жествующий смех и несутся насмешки Афины.
АФРОДИТА
Афродита - первоначально была богиней неба, посы-
лающей дождь, а также, по-видимому, и богиней моря. На
мифе об Афродите и ее культе сильно сказалось восточное
влияние, главным образом культа финикийской богини Ас-
тарты. Постепенно Афродита становится богиней любви.
Бог любви Эрот (Амур) - ее сын.
Не изнеженной, ветреной богине Афродите вмешиваться
в кровавые битвы. Она будит в сердцах богов и смертных
любовь. Благодаря этой власти она царит над всем миром.
Никто не может избежать ее власти, даже боги. Только
воительница Афина, Гестия и Артемида не подчинены ее
могуществу. Высокая, стройная, с нежными чертами лица,
с мягкой волной золотых волос, как венец лежащих на ее
прекрасной голове, Афродита олицетворение божественной
красоты и неувядаемой юности. Когда она идет, в блеске
своей красоты, в благоухающих одеждах, тогда ярче све-
тит солнце, пышнее цветут цветы. Дикие лесные звери бе-
гут к ней из чащи леса; к ней стаями слетаются птицы,
когда она идет по лесу. Львы, пантеры, барсы и медведи
кротко ласкаются к ней. Спокойно идет среди диких зве-
рей Афродита, гордая своей лучезарной красотой. Ее
спутницы Оры и Хариты, богини красоты к грации, прислу-
живают ей. Они одевают богиню в роскошные одежды, при-
чесывают ее златые волосы, венчают ее голову сверкающей
диадемой.
Около острова Киферы родилась Афродита, дочь Урана,
из белоснежной пены морских волн. Легкий, ласкающий ве-
терок принес ее на остров Кипр *1. Там окружили юные
Оры вышедшую из морских волн богиню любви. Они облекли
ее в златотканую одежду и увенчали венком из благоухаю-
щих цветов. Где только не ступала Афродита, там пышно
разрастались цветы. Весь воздух полон был благоуханием.
Эрот и Гимерот *2 повели дивную богиню на Олимп. Громко
приветствовали ее боги. С тех пор всегда живет среди
богов Олимпа златая Афродита, вечно юная, прекраснейшая
из богинь.
___________
*1 По острову Кипру Афродиту часто называли Кипри-
дой.
*2 Гимерот - бог страстной любви.
ПИГМАЛИОН
Изложено по поэме Овидия "Метаморфозы"
Афродита дарит счастье тому, кто верно служит ей.
Так дала она счастье и Пигмалиону, великому кипрскому
художнику. Пигмалион ненавидел женщин и жил уединенно,
избегая брака. Однажды сделал он из блестящей белой
слоновой кости статую девушки необычайной красоты. Как
живая, стояла эта статуя в мастерской художника. Каза-
лось, она дышит, казалось, что вот-вот она двинется,
пойдет и заговорит. Целыми часами любовался художник
своим произведением и полюбил, наконец, созданную им
самим статую. Он дарил ей драгоценные ожерелья, за-
пястья и серьги, одевал ее в роскошные одежды, украшал
голову венками цветов. Как часто шептал Пигмалион:
- О, если бы ты была живая, если бы могла отвечать
на мои речи, о, как был бы я счастлив!
Но статуя была нема.
Наступили дни празднества в честь Афродиты. Пигмали-
он принес богине любви в жертву белую телку с вызоло-
ченными рогами; он простер к богине руки и с молитвой
прошептал:
- О, вечные боги и ты, златая Афродита! Если вы мо-
жете дать все молящему, то дайте мне жену, столь же
прекрасную, как та статуя девушки, которая сделана мной
самим.
Пигмалион не решился просить богов оживить его ста-
тую, он боялся прогневать такой просьбой богов-олимпий-
цев. Ярко вспыхнуло жертвенное пламя перед изображением
богини любви Афродиты; этим богиня как бы давала понять
Пигмалиону, что боги услышала его мольбу.
Вернулся художник домой. Он подошел к статуе, и, о,
счастье, о, радость: статуя ожила! Бьется ее сердце, в
ее глазах светится жизнь. Так дала богиня Афродита кра-
савицу-жену Пигмалиону.
НАРЦИСС
Изложено по поэме Овидия "Метаморфозы"
Но кто не чтит златую Афродиту, кто отвергает дары
ее, кто противится ее власти, того немилосердно карает
богиня любви. Так покарала она сына речного бога Кефиса
и нимфы Лаврионы, прекрасного, но холодного, гордого
Нарцисса. Никого не любил он, кроме одного себя, лишь
себя считал достойным любви.
Однажды, когда он заблудился в густом лесу во время
охоты, увидала его нимфа Эхо. Нимфа не могла сама заго-
ворить с Нарциссом. На ней тяготело наказание богини
Геры: молчать должна была нимфа Эхо, а отвечать на воп-
росы она могла лишь тем, что повторяла их последние
слова. С восторгом смотрела Эхо на стройного красав-
ца-юношу, скрытая от него лесной чащей. Нарцисс огля-
делся кругом, не зная, куда ему идти, и громко крикнул:
- Эй, кто здесь?
- Здесь! - раздался громкий ответ Эхо.
- Иди сюда! - крикнул Нарцисс.
- Сюда! - ответила Эхо.
С изумлением смотрит прекрасный Нарцисс по сторонам.
Никого нет. Удивленный этим, он громко воскликнул:
- Сюда, скорей ко мне!
И радостно откликнулась Эхо.
- Ко мне!
Протягивая руки, спешит к Нарциссу нимфа из леса, но
гневно оттолкнул ее прекрасный юноша. Ушел он поспешно
от нимфы и скрылся в темном лесу.
Спряталась в лесной непроходимой чаще и отвергнутая
нимфа, Она страдает от любви к Нарциссу, никому не по-
казывается и только печально отзывается на всякий возг-
лас несчастная Эхо.
А Нарцисс остался по-прежнему гордым, самовлюблен-
ным. Он отвергал любовь всех. Многих нимф сделала нес-
частными его гордость. И раз одна из отвергнутых им
нимф воскликнула:
- Полюби же и ты, Нарцисс! И пусть не отвечает тебе
взаимностью человек, которого ты полюбишь!
Исполнилось пожелание нимфы. Разгневалась богиня
любви Афродита на то, что Нарцисс отвергает ее дары, и
наказала его. Однажды весной во время охоты Нарцисс по-
дошел к ручью и захотел напиться студеной воды. Еще ни
разу не касались вод этого ручья ни пастух, ни горные
козы, ни разу не падала в ручей сломанная ветка, даже
ветер не заносил в ручей лепестков пышных цветов. Вода
его была чиста и прозрачна. Как в зеркале, отражалось в
ней все вокруг: и кусты, разросшиеся по берегу, и
стройные кипарисы, и голубое небо. Нагнулся Нарцисс к
ручью,опершись руками на камень, выступавший из воды, и
отразился в ручье весь, во всей своей красе. Тут-то
постигла его кара Афродиты. В изумлении смотрит он на
свое отражение в воде, и сильная любовь овладевает им.
Полными любви глазами он смотрит на свое изображение в
воде, оно манит его, зовет, простирает к нему руки.
Наклоняется Нарцисс к зеркалу вод, чтобы поцеловать
свое отражение, но целует только студеную, прозрачную
воду ручья. Все забыл Нарцисс: он не уходит от ручья;
не отрываясь любуется самим собой. Он не ест, не пьет,
не спит. Наконец, полный отчаяния, восклицает Нарцисс,
простирая руки к своему отражению:
- 0, кто страдал так жестоко! Нас разделяют не горы,
не моря, а только полоска воды, и все же не можем быть
с тобой вместе. Выйди же из ручья!
Задумался Нарцисс, глядя на свое отражение в воде.
Вдруг страшная мысль пришла в голову, и тихо шепчет он
своему отражению, наклоняясь к самой воде:
- О, горе! Я боюсь, не полюбил ли я самого себя!
Ведь ты - я сам! Я люблю самого себя. Я чувствую, что
немного осталось мне жить. Едва расцветши, увяну я и
сойду в мрачное царство теней. Смерть не страшит меня;
смерть принесет конец мукам любви.
Покидают силы Нарцисса, бледнеет он и чувствует уже
приближение смерти, но все-таки не может оторваться от
своего отражения. Плачет Нарцисс. Падают его слезы в
прозрачные воды ручья. По зеркальной поверхности воды
пошли круги и пропало прекрасное изображение. Со стра-
хом воскликнул Нарцисс:
- О, где ты! Вернись! Останься! Не покидай меня.
Ведь это жестоко. О, дай хоть смотреть на тебя!
Но вот опять спокойна вода, опять появилось отраже-
ние, опять не отрываясь смотрит на него Нарцисс. Тает
он, как роса на цветах в лучах горячею солнца. Видит и
несчастная нимфа Эхо, как страдает Нарцисс. Она
по-прежнему любит его; страдания Нарцисса болью сжимают
ей сердце.
- О, горе! - восклицает Нарцисс.
- О, горе! - отвечает Эхо.
Наконец, измученный слабеющим голосом воскликнул
Нарцисс, глядя на свое отражение:
- Прощай!
И еще тише чуть слышно прозвучал отклик нимфы Эхо:
- Прощай!
Склонилась голова Нарцисса на зеленую прибрежную
траву, и мрак смерти покрыл его очи. Умер Нарцисс. Пла-
кали в лесу младые нимфы, и плакала Эхо. Приготовили
нимфы юному Нарциссу могилу, но когда пришли за его те-
лом, то не нашли его. На том месте, где склонилась на
траву голова Нарцисса, вырос белый душистый цветок -
цветок смерти; Нарцисс зовут его.
АДОНИС
Миф об Адонисе и Афродите заимствован греками у
финикиян. Имя Адонис не греческое, а финикийское и зна-
чит "господин". Финикияне же заимствовали этот миф у
вавилонян, у который был миф о богине любви Иштарь и
прекрасном Таммузе, умирающем и каждую весну воскресаю-
щем боге.
Изложено по поэме Овидия "Метаморфозы"
Но богиня любви, так покаравшая Нарцисса, знала и
сама муки любви, и ей пришлось оплакивать любимого ею
Адониса. Она любила сына царя Кипра, Адониса. Никто из
смертных не был равен ему красотою, он был даже прек-
расней богов-олимпийцев. Забыла для него Афродита и
Патмос, и цветущую Киферу. Адонис был ей милее даже
светлого Олимпа. Все время проводила она с юным Адони-
сом. С ним охотилась она в горах и лесах Кипра, подобно
деве Артемиде. Забыла Афродита о своих золотых украше-
ниях, о своей красоте. Под палящими лучами и в непогоду
охотилась она на зайцев, пугливых оленей и серн, избе-
гая охоту на грозных львов и кабанов. У Адониса просила
она избегать опасностей охоты на львов, медведей и ка-
банов, чтобы не случилось с ним несчастья. Редка поки-
дала богиня царского сына, а покидая его, каждый раз
молила помнить ее просьбы.
Однажды в отсутствие Афродиты собаки Адониса во вре-
мя охоты напали на след громадного кабана. Они подняли
зверя и с яростным лаем погнали его. Адонис радовался
такой богатой добыче; он не предчувствовал, что это его
последняя охота. Все ближе лай собак, вот уже мелькнул
громадный кабан среди кустов. Адонис уже готовится
пронзить разъяренного кабана своим копьем, как вдруг
кинулся на него кабан и своими громадными клыками смер-
тельно ранил любимца Афродиты. Умер Адонис от страшной
раны.
Когда Афродита узнала о смерти Адониса, то, полная
невыразимого горя, сама пошла она в горы Кипра искать
тело любимого юноши. По крутым горным стремнинам, среди
мрачных ущелий, по краям глубоких пропастей шла Афроди-
та. Острые камни и шипы терновника изранили нежные ноги
богини. Капли ее крови падали на землю, оставляя след
всюду, где проходила богиня. Наконец, нашла Афродита
тело Адониса. Горько плакала она над рано погибшим
прекрасным юношей. Чтобы навсегда сохранилась память о
нем, велела богиня вырасти из крови Адониса нежному
анемону. А там, где падали из израненных ног богини
капли крови, всюду выросли пышные розы, алые, как кровь
Афродиты. Сжалился Зевс-громовержец над горем богини
любви и велел он брату своему Аиду и жене его Персефоне
отпускать каждый год Адониса на землю из печального
царства теней умерших. С тех пор полгода остается Адо-
нис в царстве Аида, а полгода живет на земле с богиней
Афродитой. Вся природа ликует, когда возвращается на
землю к ярким лучам солнца юный, прекрасный любимец
златой Афродиты Адонис.
ЭРОТ
Прекрасная Афродита царит над миром. У нее, как у
Зевса-громовержца, есть посланник: через него выполняет
она свою волю. Этот посланник Афродиты - сын ее Эрот,
веселый, шаловливый, коварный, а подчас и жестокий
мальчик. Эрот носится на своих блестящих золотых крыль-
ях над землями и морями, быстрый и легкий, как дунове-
ние ветерка. В руках его - маленький золотой лук, за
плечами - колчан со стрелами. Никто не защищен от этих
золотых стрел. Без промаха попадает в цель Эрот; он как
стрелок не уступает самому стреловержцу златокудрому
Аполлону. Когда попадает в цель Эрот, глаза его светят-
ся радостью, он с торжеством высоко закидывает свою
курчавую головку и громко смеется. .
Стрелы Эрота несут собой радость и счастье, но часто
несут они страдания, муки любви и даже гибель. Самому
златокудрому Аполлону, самому тучегонителю Зевсу немало
страданий причинили эти стрелы.
Зевс знал, как много горя и зла принесет с собой в
мир сын златой Афродиты. Он хотел, чтобы умертвили его
еще при рождении. Но разве могла допустить это мать!
Она скрыла Эрота в непроходимом лесу, и там, в лесных
дебрях, вскормили малютку Эрота молоком своим две сви-
репые львицы. Вырос Эрот, и вот носится он по всему ми-
ру, юный, прекрасный, и сеет своими стрелами в мире то
счастье, то горе, то добро, то зло.
ГИМЕНЕЙ
Есть еще один помощник и спутник у Афродиты - это
юный бог брака Гименей. Он летит на своих белоснежных
крыльях впереди свадебных шествий. Ярко горит пламя его
брачного факела. Хоры девушек призывают во время свадь-
бы Гименея, моля его благословить брак молодых и пос-
лать радость в их жизни.