Понедельник, 30.06.2025, 22:33Главная | Регистрация | Вход

Меню сайта

Форма входа

Приветствую Вас Прохожий!

Статистика

Валторна - ФорумВалторна - Форум
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Валторна
СветлоярДата: Пятница, 07.11.2008, 12:35 | Сообщение # 1
Сумеречная Тварь
Группа: Лесная Администрация
Сообщений: 2729
Статус: Offline

Валторна или рог (corno - по-итальянски, соr - по-французски, Hornили Waldhorn - по-немецки) - музыкальный медный духовой инструмент, коническаятрубка которого согнута. рог - очень древнего происхождения. Импользовались уже этруски и римляне. Длинная трубка первобытного рогаимела форму дугообразную, в виде рога животных. В конце XVII-го столетияво Франции этот инструмент получил форму круга. Для удобства играющеготрубку сгибали кругом в несколько оборотов. В таком виде витой рогназывался Cor de chasse. Из Франции он перешел в Германию, где долгоприменялся для сигналов на охоте. Позднее он введен в военный оркестр, ас XVIII-го стол. - и в театральный. При императоре Петре Великом этотинструмент встречается в оркестре, игравшем на ассамблеях. Приимператрице Елисавете был составлен богемским музыкантом Марешом оркестриз играющих на охотничьих рогах. В этот оркестр роговой музыки входилирога разных величин, от самых малых до самых больших, помещавшихся наподставках. Каждый рог издавал только один звук, высокий или низкий,сообразно размерам инструмента. Рога были прямые. Полный состав такихинструментов роговой музыки хранится в помещении придворного оркестра вПетербурге. Согнутый рог, применяемый в войсках, получил в позднейшеевремя овальную форму. В иностранных войсках трубка имеет один загиб идовольно большие размеры. В русских войсках сигнальный рожок гораздоменьше и трубка загнута в несколько оборотов. Звуковой объём этихинструментов ограничен. Среди рогов или валторн, применяемых в оркестре,следует различать валторны обыкновенные или натуральные и валторны спистонами (стоячими вентилями) или цилиндрами (лежачими вентилями). Навалторне обыкновенной играющий может издавать ряд звуков натуральнойгаммы. Недостающие звуки диатонической гаммы и хроматической получаютсяпосредством руки, вкладываемой играющим в нижнюю, более расширеннуючасть инструмента (устье). Такие звуки называются закрытыми. При высокомстрое В. длина трубки короче, при низком - длиннее. Наиболееупотребительные строи валторны: F, Е, Es. Чтобы переменить строй В.,пользуются добавочными согнутыми трубками, которые удлиняют трубкувалторны и называются машинками или кронами. Не на каждой валторне можнобрать все ноты натуральной гаммы. Чем ниже строй В., тем более числодоступных нот увеличивается. На Валторне с тремя пистонами или сцилиндрами играющий может получить полную хроматическую гамму, беззакрытых звуков. Валторна принадлежит к разряду инструментовтранспонирующих, т.е. ее партия пишется в ладу С, а исполняется в томладу, в котором валторна настроена. Звуки валторны имеют характертуманный; они благородны, певучи, поэтичны. Из всех медных духовыхинструментов валторна отличается наиболее мягким звуковым характером.

Самым романтичным и поэтичным инструментом современного оркестра без сомнений может быть признана валторна. Каждый, впервые приступающий к работе над оркестровой партитурой, на первых порах обычно полагает, что без валторны ему нечего делать в оркестре. Ему всё кажется, что всякое оркестровое звучание только тогда и будет действительно хорошо звучащим, когда в нем будут участвовать валторны.

Валторна или, её прежнее название, - рог, действительно звучит настолько обаятельно красиво, что она неизменно приковывает к себе внимание слушателя и невольно покоряет сердце композитора. Привязанность к валторне длится обычно довольно долго, и автор, посвящающий своё творчество оркестру, спокойно начинает относиться к этому инструменту только после того, как приобретает достаточно обширный круг знаний и начинает трезво смотреть на оркестр.

Можно подумать, что такому увлечению подвержены только начинающие музыканты. Это не совсем так. Валторна возникла настолько давно, что история музыки теряет её следы не только в веках, но даже и в тысячелетиях. Римские воины знали цену этому инструменту, и их легионы насчитывали уже не мало музыкантов, игравших на медных и бронзовых рогах. Александр Македонский) имел такой рог, звук которого был слашын на огромное расстояние вокруг.

В эпоху Средних Веков валторна не имела никакого значения в качестве «музыкального инструмента». Она получила преобладающее распространение в военной и придворной жизни в самом широком смысле этого определения. Каждый воин имел свой собственный рог и многие из них были вооружены так, что могли трубить в свой рог не снимая шлема. Средневековый рог был в таком почёте, что даже высокопоставленные дамы нередко пользовались им, а Анна Бретанская владела разукрашенным золотыми украшениями рогом, который носила у себя на поясе.

Старинный рог был известен буквально везде. Его знала Средневековая Европа. Знал его и Средиземноморский Восток. И в зависимости от страны, где этому рогу приходилось действовать, он имел различные очертания и материал, из которого он строился. История сохранила наиболее светлую память о роге, выточенном из слоновой кости. Это был рог рыцарей и звался он «олифаном». Звук его обладал такою мощью, что Шарлёмань, услыхав призыв о помощи Роланда, распростёртого в беде и несчастье далеко в горах Пиренейского перешейка, поспешил к нему на помощь. Роланд в своей смертельной тоске так неистово трубил, что жилы его шеи лопнули, а рог раскололся надвое. Много лет спустя, этот рог был похищен Карлом IV и водворён в сокровищнице Собора святого Витта в Праге. Вполне уместно теперь заметить, что материалы, из которых выделывались старинные рога, в той или иной мере были недолговечными и потому мало пригодными для повседневного применения. В связи с этим мастера, выделывавшие рога, всё больше склонялись в пользу металла и в конце концов пришли к мысли подражать в своём производстве рогам животных.


 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2025 |