Кларнет, деревянный духовой музыкальный инструмент, имеющий цилиндрическую трубку, звук в которой возникает в результате колебания одинарной трости (язычка) под воздействием вдуваемого воздуха. Предок кларнета возник, по-видимому, за несколько тысячелетий до н.э. в восточном Средиземноморье. Отсюда кларнет попал на восток, в Индию и Малайзию, и на запад, в Европу, на волне мусульманской экспансии в 7–13 вв. В Европе была распространена средневековая переделка восточного кларнета – инструмент шалюмо с одинарным язычком. Этот примитивный народный инструмент примерно в 1700 был значительно усовершенствован Й.К.Деннером из Нюрнберга. В 18 в. число клапанов увеличилось с двух до шести. Инструмент начал применяться в духовых и симфонических оркестрах, камерных ансамблях – сначала под старинным названием «шалюмо», позже под названием «кларнет» (от итальянского сlarinetto, «маленькая труба»), а к 1790 кларнет уже постоянно присутствовал в оркестрах всех видов. Моцарт заложил фундамент современной литературы для этого инструмента, написав кларнетовый концерт, квинтет для кларнета и струнного квартета и другие сочинения. В 19 в. И.Мюллер, а также О.Буффе и Г.Клозе внесли важные усовершенствования в механику инструмента, в результате чего кларнет приобрел современный вид. Многие композиторы, особенно Вагнер и Брамс, высоко ценили этот яркий и разнообразный по звучанию инструмент, отводя ему ведущую роль среди духовых инструментов романтического оркестра. В 20 в. он стал первым инструментом военного и духового оркестров, а также неотъемлемой частью джазовых и других ансамблей популярной музыки.
Кларнеты изготавливались разных размеров и строев. Иногда целью было упростить исполнение трудных тональностей, иногда – добавить новые тональные краски или расширить высотный диапазон семейства кларнетов. В настоящее время наиболее распространен кларнет-сопрано в строе си-бемоль, с диапазоном в три с половиной октавы – от ре малой до фа третьей октавы. Более высокая разновидность кларнета, в строе ми-бемоль, также используется во многих партитурах 20 в. Мягкого тембра бассетгорн, теноровый кларнет, был изобретен ок. 1770 и приобрел популярность в Центральной Европе (Моцарт использовал его в двух десятках своих произведений), постепенно он вышел из употребления, но в начале 20 в. его возродил Р.Штраус. Бас-кларнет, звучащий октавой ниже си-бемольного сопранового, применяется и в духовых, и в симфонических оркестрах, в то время как альтовая и контрабасовая разновидности – только в духовых.
Если гобой, флейта и фагот насчитывают уже более четырех столетий своего пребывания в оркестре, то кларнет прочно вошел в него лишь в 18 веке. Предком кларнета был средневековый народный инструмент - свирель "шалюмо". Считается, что в 1690 году немецкому мастеру Деннеру удалось его усовершенствовать. Верхний регистр инструмента поразил современников своим резким и пронзительным тембром - он сразу напомнил им звук трубы, которая называлась в то время "кларино". Новый инстумент назвали clarinetto, что означает "маленькая труба".
Внешним видом кларнет напоминает гобой. Это цилиндрическая деревянная трубка с венчикообразным раструбом на одном конце и тростью-наконечником на другом.
Из всех деревянных духовых только кларнету доступно гибкое изменение силы звука. Это и многие другие качества кларнета сделали его звук одним из самых богатых по выразительности голосов оркестра. Любопытно, что два русских композитора, имея дело с одним и тем же сюжетом, поступили совершенно одинаково: в обеих "Снегурочках" - Римского-Корсакова и Чайковского - пастушеские наигрыши Леля поручены кларнету.
Нередко тембр кларнета связывают с мрачными драматическими ситуациями. Эту область выразительности "открыл" Вебер. В сцене "Волчьей долины" из "Волшебного стрелка" он впервые угадал, какие трагические эффекты скрыты в низком регистре инструмента. Позже Чайковский использовал жуткое звучание низких кларнетов в "Пиковой даме" в момент, когда появляется призрак графини.
Малый кларнет.
Малый кларнет пришел в симфонический оркестр из военно-духового. Впервые его использовал Берлиоз, поручив ему искаженную "тему возлюбленной" в последней части "Фантастической симфонии". К малому кларнету нередко обращались Вагнер, Римский-Корсаков, Р. Штраус. Шостакович.
Бассетгорн.
В конце 18 века семейство кларнетов обогатилось еще одним членом: в оркестре появился бассетгорн - старинная разновидность альтового кларнета. По величине он превосходил основной инструмент, а тембр его - спокойный, торжественный и матовый - занимал промежуточное положение между обычным и басовым кларнетом. Он пробыл в оркестре всего несколько десятилетий и был обязан своим расцветом Моцарту. Именно для двух бассетгорнов с фаготами было написано начало "Реквиема" (теперь бассетгорны заменяются кларнетами).
Попытка возрождения этого инструмента под именем альтового кларнета была предпринята Р.Штраусом, но с тех пор она, кажется, не имела повторений. В наше время бассетгорны входят в военные оркестры.
Басовый кларнет.
Басовый кларнет - самый "внушительный" представитель семейства. Построенный в конце 18 века, он завоевал прочное положение в симфоническом оркестре. Форма этого инструмента довольно необычна: раструб его загнут вверх, наподобие курительной трубки, а мундштук насажен на изогнутый стержень - все это с целью уменьшить непомерную длину инструмента и облегчить пользование им. Первым "открыл" огромную драматическую мощность этого инструмента Мейербер. Вагнер, начиная с "Лоэнгрина", делает его постоянным басом деревянных духовых.
Нередко использовали басовый кларнет в своем творчестве русские композиторы. Так, мрачные звуки басового кларнета раздаются в 5-ой картине "Пиковой дамы" в то время, когда Герман читает письмо Лизы. Сейчас басовый кларнет - постоянный член большого состава симфонического оркестра, и его функции очень разнообразны.