Воскресенье, 29.06.2025, 13:03 | Главная | Регистрация | Вход |
Форма входаПриветствую Вас Прохожий!
|
Флейта - ФорумФлейта - Форум
Флейта
|
|
Светлояр | Дата: Пятница, 07.11.2008, 20:03 | Сообщение # 1 |
 Сумеречная Тварь
Группа: Лесная Администрация
Сообщений: 2729
Статус: Offline
| Флейта - один из самых старых инструментов мира, известный еще в древности - в Египте, Греции и Риме. С древних времен люди научились извлекать музыкальные звуки из срезанного тростника, закрытого с одного конца. Этот примитивный музыкальный инструмент и был, по-видимому, отдаленным предком флейты. В Европе в средние века получили распространение две разновидности флейты: прямая и поперечная. Прямую флейту, или "флейту с наконечником", держали прямо перед собой, как гобой или кларнет; косую, или поперечную - под углом. Поперечная флейта оказалась более жизнеспособной, так как легко поддавалась усовершенствованиям. В середине 18 века она окончательно вытеснила прямую флейту из симфонического оркестра. В это же время флейта, наряду с арфой и клавесином, стала одним из самых любимых инструментов домашнего музицирования. На флейте, к примеру, играли русский художник Федотов и прусский король Фридрих Второй. Флейта - самый подвижный инструмент из группы деревянных духовых: в плане виртуозности она превосходит все остальные духовые инструменты. Примером тому может служить балетная сюита "Дафнис и Хлоя" Равеля, где флейта фактически выступает как солирующий инструмент. Флейта представляет собой цилиндрическую трубку, деревянную или металлическую, закрытую с одной стороны - у головки. Тут же имеется боковое отверствие для вдувания воздуха. Игра на флейте требует большого расхода воздуха: при вдувании часть его разбивается об острый край отверствия и уходит. От этого и получается характерный сипящий призвук, особенно в низком регистре. По той же причине на флейте трудноисполнимы выдержанные ноты и широкие мелодии. Римский-Корсаков охарактеризовал звучность флейты так: "Тембр холодный, наиболее подходящий к мелодиям грациозного и легкомысленного характера в мажоре, и с оттенком поверхостной грусти в миноре". Нередко композиторы пользуются ансамблем трех флейт. В качестве примера можно привести танец пастушков из "Щелкунчика" Чайковского. Флейта, общее название духовых музыкальных инструментов, в которых воздушный столб начинает колебаться под воздействием вдуваемой струи воздуха, рассекаемой об острый край стенки ствола; в узком смысле – наиболее распространенный в современной западной музыке представитель флейтового семейства – поперечная флейта. Шаровидные флейты, такие как окарина или китайская свистковая, встречаются редко; большинство флейт представляют собой цилиндрические трубки с тонким воздушным каналом. Судя по различным стадиям развития флейты, которые можно наблюдать на примере инструментов первобытных народов, древнейшей формой флейты является свисток. Свистки разных видов существуют во всем мире, это игрушки, сигнальные инструменты, приспособления для магии и примитивные музыкальные инструменты. У американских индейцев обоих континентов костяные, глиняные и деревянные свистульки разных форм и размеров играли важную роль в религиозных обрядах и повседневной жизни. У более развитых народов в свистковых трубочках прорезались пальцевые отверстия, превращая простой свисток в свистковую флейту, на которой можно исполнять музыкальные произведения. Такие инструменты делались двойными или даже тройными, как, например, в Тибете или в Европе 18 в.; в таких случаях исполнитель играл на двух или трех трубках одновременно. На островах юго-западной части Тихого океана и в Индии существуют одинарные или двойные носовые флейты, в которых воздух вдувается не ртом, а носом; здесь налицо возникавшая в наивном сознании связь между флейтой и душой, ассоциированной с магическим носовым дыханием. Древнейший тип флейты, засвидетельствованный в исторических документах, – продольная флейта. Она была известна в Египте еще пять или более тысячелетий тому назад и остается основным духовым инструментом на всем Ближнем Востоке. Продольная флейта, имеющая 5–6 пальцевых отверстий и способная к октавному передуванию, обеспечивает полный музыкальный звукоряд, отдельные интервалы внутри которого могут меняться, образуя различные лады посредством перекрещивания пальцев, закрытия отверстий наполовину, а также изменения направления и силы дыхания. Поперечная флейта, в которой воздух вдувается в отверстие, расположенное в нескольких сантиметрах от конца, представляет собой более высокую ступень в истории флейты. Поперечная флейта с 5–6 пальцевыми отверстиями, а иногда и с отверстием, закрытым тонкой мембраной, которая придает звучанию некоторую гнусавость, была известна в Китае по меньшей мере три тысячи лет назад, а в Индии и Японии – более двух тысяч лет назад. В Европе в период Средневековья были распространены в основном простые инструменты свисткового типа (предшественницы блокфлейты и флажолета), а также поперечная флейта, которая проникла в Центральную Европу с Востока через Балканы, где до сих пор остается самым распространенным народным инструментом. К концу 17 в. поперечная флейта была усовершенствована французскими мастерами, которые увеличили ее размер, сделали канал слегка сужающимся от головки и добавили к шести пальцевым отверстиям клапан для исполнения полного хроматического звукоряда. Обладая более экспрессивным звучанием, более точной интонацией и высокими техническими возможностями, поперечная флейта вскоре вытеснила продольную (блокфлейту) и к концу 18 в. заняла прочное место в симфоническом оркестре и инструментальных ансамблях. Однако у инструмента оставалось много недостатков, между тем технические требования, предъявляемые к нему композиторами, росли с каждым десятилетием. Многочисленные экспериментаторы пытались добиться устойчивости интонирования во всех тональностях, но лишь немецкому флейтисту Т.Бёму (1794–1881) удалось создать современный тип флейты. Между 1832 и 1847 Бём усовершенствовал инструмент, который с тех пор мало изменился, хотя эксперименты на этом не закончились. Он ввел следующие наиболее важные новшества:1) расположил большие пальцевые отверстия в соответствии с акустическими принципами, а не удобствами исполнения; 2) снабдил инструмент системой клапанов и колец, помогающей закрывать все отверстия; 3) использовал цилиндрический канал старых времен, но с параболической головкой, что улучшило интонацию и выровняло звучание в разных регистрах, хотя и лишило его мягкости тембра, характерной для конического канала; 4) перешел на использование металла для изготовления инструмента, что по сравнению с деревянным инструментом усилило блеск звучания за счет мягкости и задушевности. Флейты обычно делались из серебра, хотя некоторые исполнители все еще предпочитали дерево; в 19 в. были популярны также инструменты из стекла и слоновой кости. Оркестровая флейта имеет диапазон в три октавы начиная от си малой октавы. Помимо обычной (сопрановой, или большой) флейты, используемой для игры соло, а также в оркестрах и ансамблях, имеются три других ее разновидности. Они имеют одинаковый механизм и сходные пропорции, но разные размеры и высоту звучания: флейта пикколо (или малая флейта) в два раза меньше и звучит на октаву выше, чем сопрано; альтовая флейта звучит на кварту ниже сопрановой. Существует также басовая флейта, звучащая октавой ниже сопрановой.
|
|
| |
Светлояр | Дата: Пятница, 07.11.2008, 20:05 | Сообщение # 2 |
 Сумеречная Тварь
Группа: Лесная Администрация
Сообщений: 2729
Статус: Offline
| Блок-флейта- это продольная флейта с 8 отверстиями, одно внизу и семь вверху. Нижние два отверстия могуть быть двойными. Продольная -- значит дуют в нее с торца. Ну вобщем-то и все на первый взгляд, а еще их производят по три с половиной миллиона штук в год во всем мире... ...на самом деле блок-флейта это один из самых совершненных музыкальных инструментов, имеющий за плечами многовековую историю и традиции. Этот инструмент сложен в освоении. На фортепиано кто угодно может нажать клавишу и она зазвучит нужной нотой (если фортепиано правильно настроено конечно). Однако на блок-флейте недостаточно зажать нужные отверстия и подуть с торца. Лучше всего это описывает Р. Тэйлор в книге "Шум": Теперь откроем отверстия в стенке блок-флейты. Мы видели, что стоячие волны возникают в результате отражения волны от обоих концов трубы; отражение происходит благодаря внезапности столкновения волны со свободным наружным воздухом. Если открыть отверстие, то такое же отражение возникнет уже ближе к началу блок-флейты, звуковая волна столкнется с наружным воздухом несколько раньше, эффективная длина трубы уменьшится, а значит, ее резонансная частота возрастет. Снова приложим мундштук к корпусу блок-флейты и подуем в него. Каждый, кто пробовал играть на духовых инструментах, знает, что не всегда достаточно взять мундштук в рот и подуть, чтобы получить желаемый звук, на который рассчитывал изготовивший инструмент мастер. Пусть при всех закрытых отверстиях дискантовая блок-флейта издает звук F (фа) выше среднего C (до). Если только выступ амбушюра находится в правильном положении, то частота возникновения вихрей, о которых говорилось выше, будет зависеть от силы, сообщаемой воздушной струе. При закрытых отверстиях корпус блок-флейты представляет собой трубу, резонирующую на частоте 349 Гц. Опытный флейтист дует с силой, необходимой для формирования примерно 349 вихрей в секунду; поэтому возникающие колебания давления вызовут колебания воздуха в корпусе блок-флейты почти так же, как это происходило при движении поршня в трубе. Будучи резонатором, корпус блок-флейты усиливает каждую бегущую вдоль него волну с частотой 349 Гц и длиной чуть меньше одного метра. Самой низкой частоте резонанса закрытой трубы соответствует длина волны звука, вдвое большая, чем длина трубы. В нашем частном случае длина инструмента должна быть чуть меньше 0,5 м. Резонанс в трубе обеспечивает обратную связь и вызывает образование вихрей точно в такт с резонансной частотой, если только флейтист не дует слишком сильно или слишком слабо. Когда отверстия в корпусе инструмента открыты, резонансная частота возрастает, но в остальном процесс протекает так же; флейтист подсознательно варьирует силу, с которой он дует, таким образом, чтобы ускорить образование вихрей, чему способствует и действие обратной связи. Если он будет дуть слишком сильно, то прежде всего слегка увеличится частота звука, издаваемого блок-флейтой, потому что, когда частота образования вихрей близка, но несколько превышает резонансную частоту корпуса, результирующая частота резонанса равна среднему между ними. Если флейтист подует еще сильнее, блок-флейта протестующе взвизгнет. На английском языке блок-флейта называется recorder. Где-то в сети наткнулся на интересную версию: это название происходит от того, что блок-флейта использовалась для обучения птиц, они запоминали мелодию, т.е. "записывали".
|
|
| |
Светлояр | Дата: Пятница, 07.11.2008, 20:07 | Сообщение # 3 |
 Сумеречная Тварь
Группа: Лесная Администрация
Сообщений: 2729
Статус: Offline
| Флейта Пана — это многоствольчатая флейта, состоящая из нескольких (3 и больше) бамбуковых, тростниковых, костяных или металлических пустотелых трубок ступенчато уменьшающейся длины, закрытых снизу. Верхние, открытые, концы располагаются в один ряд. Трубки бывают длиной от 10 до 120 см. Каждая трубочка, например, на русских кувиклах, имеет свое название — «гудень», «подгудень», «средник», «пятушка» и т. д. На больших панфлейтах, а также двухрядных, играют вдвоём. Название флейты Пана происходит от имени древнегреческого бога Пана, атрибутом которого являлся подобный инструмент: древнегреческая его разновидность называлась сиринга (греч. συριγξ). Игра на сампоньо. Разновидностей панфлейты много: сампоньа (сампоньо, она же сампони, индейская флейта — однорядная или двухрядная); молдавский нэй (най, мускал); русские кугиклы (от «куга» — камыш), они же кувиклы, кувички; грузинская ларчеми (соинари); литовский скудучай; чипсан и пoлянъяс народа коми и т. д. Популяризации флейты Пана в современной европейской музыкальной культуре способствовали, главным образом, румынские музыканты — прежде всего, широко гастролирующий начиная с середины 1970-х гг. Георге Замфир. ФЛЕЙТА ПАНА - название ряда древних духовых музыкальных инструментов, представляющих собой набор параллельно расположенных, скрепленных между собой продольных одиночных флейт различного размера. Флейта пана встречается под различными названиями у многих народов мира: греческий - сиринкс, русские - кувиклы (кугиклы, цевница), перуанская, зквадорская и боливийская - cампоньо (сампонья, сампони), грузинская - ларчеми (соинари), литовский - скудучяй (скудачай), молдавский и румынский - мускал, най, у индейцев мака - пито жьоеро, у англичан - panpipes или pan-flute и др. Древние инки называли ее «Поющий тростник». Возникновение подобных инструментов исследователи относят к эпохе неолита, то есть к периоду от 5 до 2 тысяч лет до нашей эры. Именно в те далекие времена первобытный человек, по предположениям ученых, начал осмысливать звуковысотные соотношения, иными словами, стал понимать, что чем длиннее трубка, тем ниже звук, и наоборот, чем трубка короче, тем звук выше. Он сгруппировал несколько трубочек разной высоты, и таким образом на свет появился один из древнейших инструментов. О флейте Пана говорится в притче Вергилия, жившего в 1 веке до нашей эры. В этой легенде говорится о существовании инструмента, состоящего из семи тростниковых трубок, наименование которого ассоциируется с мифи-ческими персонажами- нимфой Сиринкс и укротителем природы Паном. Козлоногий длиннобородый Пан принимал участие в ночном хороводе нимф, играя на свирели. Увидев юную прекрасную Сиринкс, Пан без памяти влюбился, но нимфа испугалась его вида и обратилась в бегство. Путь ей преградила река. "Что же делать?"-зарыдала юная красавица. И Бог реки внял ее мольбам, спас ее, превратив в тростник. Безутешный Пан не мог забыть Сиринкс и, сидя на берегу, срезал несколько тростинок Затем он скрепил их воском и получилась сладкозвучная флейта, получившая сохранившееся до наших дней название флейта Пана. В наше время для изготовления флейт пана, в разных странах, используются следующие материалы: тростник, ветви бузины, древесина клена, выдержанный бамбук, иногда красное дерево и просто пластмасса. У молдавского ная есть и "однофамилец" - среднеазиатский най, поперечная одноствольная флейта, вовсе не похожая на европейского тезку. Разгадка этого странного совпадения кроется, видимо, в древнеперсидском слове "най" обозначающем тростник. Видимо, прапрадед ная, как и свидетельствую древнегреческие легенды, делался из тростника. При изменении угла наклона флейты пано, можно извлечь звуки больше или меньше полутона. Это свойство инструмента, позволяющее преодолевать ограниченность темперированного строя, становится особо ценным при исполнении народной музыки.
|
|
| |
Светлояр | Дата: Пятница, 07.11.2008, 20:28 | Сообщение # 4 |
 Сумеречная Тварь
Группа: Лесная Администрация
Сообщений: 2729
Статус: Offline
| Най, нэй, духовой музыкальный инструмент: 1) арабо-иранская продольная флейта с 6—8 игровыми отверстиями. 2) Узбекская и таджикская поперечная флейта с 6 игровыми отверстиями. Звукоряд диатонический; с помощью особой аппликатуры и частичного прикрывания отверстий получают и хроматически измененные звуки. В зависимости от материала называется агач-Най (деревянный), гарау-Най (бамбуковый), мис-Най (жестяной), бриндгжи-Най (латунный). 3) Молдавская и румынская продольная многоствольная флейта. Состоит из 8—24 трубок разной длины (от неё зависит высота звука), укрепленных в дугообразной кожаной обойме. Звукоряд диатонический.
|
|
| |
Светлояр | Дата: Понедельник, 10.11.2008, 00:19 | Сообщение # 5 |
 Сумеречная Тварь
Группа: Лесная Администрация
Сообщений: 2729
Статус: Offline
| Бансури, бансри - индийский духовой инструмент, поперечная флейта, используется в Северной Индии. Обычно имеет шесть отверстий, однако была тенденция к использованию семи отверстий - для увеличения гибкости и правильности интонирования в высоких регистрах. Раньше бансури встречался только в народной музыке, но сегодня получил распространение в классической музыке Индии, музыке кино и многочисленных иных жанрах. Venu -одна из разновидностей поперечной флейты Южной Индии. Обычно имеет восемь отверстий. Флейты, продольные и поперечные, - типичный индийский музыкальный инструмент. Обычно делаются из бамбука или тростника. Поперечный вариант, отрезок бамбуковой трубки с отверстиями, больше подходит для классической музыки, потому что амбушюр придает исполнению нужную гибкость звучания. Продольная разновидность часто встречается в народной музыке, но редко используется в серьезной классической - ее рассматривают лишь как игрушку, поскольку отсутствие амбушюра ограничивает возможности инструмента. Эти флейты в Индии могут иметь разные названия: bansri, bansi, bansuri, murali, venu и т. д. Venu и bansuri относятся к главным типам этих инструментов. И если bansuri широко распространена в Северной Индии, то venu, в свою очередь, очень популярна во всех южно-индийских стилях.
|
|
| |
Светлояр | Дата: Понедельник, 10.11.2008, 00:41 | Сообщение # 6 |
 Сумеречная Тварь
Группа: Лесная Администрация
Сообщений: 2729
Статус: Offline
| Кена- типичная продольная флейта Анд, с зазубринами по корпусу, которая производит уникальный резонирующий звук. Много образцов кены было найдено в захоронениях Huaylas и Naszca (Перу), датируемых III веком до нашей эры. Основной регион распространения - высокогорное плато Collao Altiplano, расположенное на высоте 3,5 тысячи метров над уровнем моря, находящееся в Южном Перу и Северной Боливии. Древнейшей флейте, которую нашли на территории Перу, более десяти тысяч лет, однако кена и сегодня является распространенным инструментом у перуанских индейцев. Длина флейты может варьироваться. Первоначально она имела от двух до шести игровых отверстий и пентатонический строй, приспособленный впоследствии, под влиянием испанской музыки, к диатоническому звукоряду. Боливийская кена - поперечная флейта с 3-7 игровыми отверстиями. Изначально кену изготавливали из костей крыла кондора, бедренной кости человека или ламы, глины и камня, в наше время - преимущественно из бамбука и пластика. Мизмар- арабский духовой инструмент, род зурны. Двойной язычок и специальный мундштук для опирания губами придают инструменту характерные исполнительские особенности и определяют общий характер звучания, более резкий, чем у гобоя. Отсутствие непосредственного контакта с тростью делает звучание инструмента менее гибким. Шакухачи, сякухати - японская продольная флейта (название от яп. "исшаку хассун", т. е. один шаку и восемь сун - древнее обозначение длины флейты). Стандартная длина современного шакухачи - 545 мм (близка к традиционной). Корпус конический, делается из нижней конусообразной части ствола бамбука. Верхний край облицован костью, скошен, иногда имеет специальный вырез. Четыре игровых отверстия на лицевой стороне ствола и одно на тыльной (встречаются шакухачи и с 7-9 отверстиями) позволяют извлекать звукоряд d - f - g - a - c - d1. При частичном закрывании отверстий и изменении амбушюра получают хроматически повышенные тона. В период Эдо шакухачи был исключительно принадлежностью странствующих буддийских монахов. Ведутся эксперименты по усовершенствованию шакухачи, созданы отдельные экземпляры с клапанной хроматической механикой. На шакухачи исполняют старинную японскую музыку (хонкиоку), произведения, заимствованные главным образом у китайских композиторов (гойкиоку - пьесы для концертного исполнения на шакухачи с кото или сямисеном; трио в составе кото, сямисена и шакухачи входят в ансамбль, аккомпанирующий представлениям театров Кабуки и Бунраку), сочинения современных композиторов разных стран, различных стилей и направлений (шинкиоку). Создаются современные ансамбли (до 30 исполнителей на разных инструментах с солирующим шакухачи), включающие в концертные программы современную музыку. Все большее распространение получает музыка для шакухачи и кото.
|
|
| |
Светлояр | Дата: Понедельник, 10.11.2008, 00:58 | Сообщение # 7 |
 Сумеречная Тварь
Группа: Лесная Администрация
Сообщений: 2729
Статус: Offline
| Зурна Турецкий народный духовой инструмент. Из-за очень сильного звучания чаще используется в открытой местности, к примеру на сельских свадьбах, на солдатских проводах, народных гуляниях и подобных мероприятиях. Во времена Османской империи зурна являлась главным инструментом в оркестре музыкантов янычар. Также применялась в промежуточных танцах. Зурна чаще всего играется в дуэте с барабаном. По причине очень громкого и глубокого звука зурны регулировать темп трудно и поэтому она используется в оркестре с другими музыкальными инструментами. Зурна имеет двухактавное звуковое расстояние, а также восемь музыкальных занавесей, одна из которых находится внизу, а семь остальных в верхней части инструмента. Нижняя занавесь расположена по направлению к передней части, проходя через первые две занавеси (перепонки). Занавеси (перепонки) имеют размер круга диаметром в 6–8 см. от места где заканчивается примерно на 30 – 60 см в виде воронки. Эта часть называется ноздря. В зурну играют через тонкий стержень, расположенная на духовой части инструмента. Описанную часть называют «Метем». Для облегчения техники игры на «метем» надевается обруч, в результате чего данная часть получила название Авуртлук. Самый распространенный способ игры на зурне производится непрерывным дутием в трубу и одновременным вдыханием воздуха через нос. Помимо музыкальных занавесей (перепонок) в ноздревой части зурны находятся 7 отверстий, которые сравнительно меньше занавесей. Эти отверстия называются "отверстия шейтана" или же "отверстия джина". Данные отверстия могут залепляться веском или чем-нибудь подобными в зависимости от регуляции звука. Зурна, размеры которой варьируются от 60 см до 30 см в зависимости от разнообразия звука, делится на 3 вида: Каба зурна (Грубая зурна), Орта Зурна (Средняя зурна) и Джур Зурна (Звонкая зурна). Зурна обычно изготавливается из сливового, абрикосового дерева, а также из дерева грецкого ореха, салимита и др. Шенаи - деревянный духовой инструмент северной Индии с двойной тростью. Как и все подобные инструменты, очень близок к зурне - наиболее типичному народному инструменту Средней Азии и Ближнего Востока. Однако некоторые ключевые отличия стоят того, чтобы упомянуть о них отдельно. Инструменты с конической трубкой являются октавными (в отличие от цилиндрических - дуодецимных). Это значит, что первый обертон находится октавой выше основного звука. Шенаи представляет собой коническую трубку, что значительно облегчает технику передувания и позволяет заполнить аппликатурой весь диапазон. Действительно, в то время, как большинство мелодий среднеазиатских шалмеев (кларнетоподобных инструментов) ограничено нотами первой октавы, мелодии на шенаи часто играются без разрыва между регистрами. Большинство шенаи не имеют игровых отверстий для больших пальцев и обычно не имеют никаких дополнительных более низких дырочек. Раструб металлический, часто гравированный. Используются два основных размера: меньший из Пакистана строя As и больший из Бенареса строя D. До недавнего времени это был инструмент для фестивалей, свадеб и процессий, и, по некоторым суждениям, он скопирован с персидских оркестров, играющих над городскими воротами. Уже начиная со Второй Мировой войны, шенаи поднялся до статуса классического инструмента, способного к передаче тонкостей раг (традиционных ладово-ритмических построений), а теперь нередко торжественно открывает фестивали музыки. Наиболее известным представителем стиля Бенарес был "уста" (мастер) Бисмиллах Хан. В исполнении музыки участвуют два музыканта, при этом второй инструмент - шрути - представляет собой шенаи без игровых отверстий и сопровождает мелодию одним непрерывным звуком. Часто "ученик" также дублирует мелодию "мастера" в повторяющихся фрагментах, изредка исполняет мелодию, когда "уста" позволяет, или когда он должен отрегулировать трость, которую иногда при необходимости прижимают к губам, если этого требует мелодия. Данный метод игры применяют в мелодиях, содержащих портаменто, глиссандо. Иногда губу прижимают к трости, чтобы получить более мягкий и приглушенный звук. Играют, сидя в традиционной позе, - это удобно для направления раструба инструмента в колени с целью дополнительного приглушения звука.
|
|
| |
Светлояр | Дата: Понедельник, 10.11.2008, 01:01 | Сообщение # 8 |
 Сумеречная Тварь
Группа: Лесная Администрация
Сообщений: 2729
Статус: Offline
| Сикус, антара; sicus, sicu на яз. аймара, antara на яз. кечуа - боливийский духовой инструмент, разновидность флейты Пана, обычно двухрядная, число трубочек (закрытых снизу) колеблется от 6 до 20, размер - от миниатюрной до 1,5 метра. Обычно используется в ансамблях, где сикусы распределены по группам в зависимости от размеров. В окрестностях озера Титикака изготавливают сикусы с дудками одинаковой длины. Вместо того, чтобы дудки укорачивать, их достраивают до нужной высоты тона, насыпая песок. На сикусе играют стоя, при этом инструмент держат вертикально, нижняя губа исполнителя опирается о край отверстия. Исполнитель, однако, никогда не позволяет губам быстро скользить по инструменту, как, например, на румынском нае, а всегда дует короткими щелчками языка отдельно в каждую дудочку. Вследствие этого исполнение приобретает характер стаккато. Близкий родственник сикуса - Zampona - традиционная флейта Анд, представляющая набор из нескольких трубок разного размера, открытых из одной стороны. Изготавливается из местного бамбука Canahueca. В соответствии с размером бывают трех видов (от большего к меньшему): sanka (zanca), malta и ika.
|
|
| |
Светлояр | Дата: Понедельник, 10.11.2008, 01:13 | Сообщение # 9 |
 Сумеречная Тварь
Группа: Лесная Администрация
Сообщений: 2729
Статус: Offline
| Сулинг - индонезийский духовой дульцевый музыкальный инструмент. Род продольной флейты со свистковым устройством. Ствол цилиндрический, бамбуковый (длина около 850 мм) с 3-6 игровыми отверстиями. Звук нежный; на сулинге исполняются печальные мелодии. Используется как сольный и оркестровый инструмент (в некоторых типах оркестра гамелан). Широко распространена практика сольного пения под аккомпанемент сулинга, к которому часто присоединяется ребаб. Также популярен дуэт сулинга и двухстороннего барабана генданг. Сякухати — продольная бамбуковая флейта, пришедшая в Японию из Китая в период Нара. Существует около 20 разновидностей сякухати. Стандартная длина — 1,8 японского фута (54,5 см) — определила само название инструмента, так как «сяку» — значит «фут», а «хати» — «восемь». По мнению некоторых исследователей, сякухати ведет свое происхождение от египетского инструмента саби, проделавшего долгий путь в Китай через Ближний Восток и Индию. Первоначально инструмент имел 6 отверстий (5 впереди и 1 позади). Позднее, видимо, по образцу пришедшей также из Китая в период Муромати продольной флейты сяо, модифицированной в Японии и ставшей известной как хитоёгири (дословно — «одно колено бамбука»), она приняла современный вид с 5-ю пальцевыми отверстиями. Их величина, обеспечивающая возможность многообразной техники полузакрытий, а также иная, нежели у китайского прототипа, форма амбушюра, позволяющая широко варьировать угол подачи воздуха, делают инструмент способным к продуцированию звуков любой высоты в пределах более чем 2-октавного диапазона, извлечению одного и того же по высоте звука в разных аппликатурных позициях (что, как правило, полностью изменяет его окраску), свободному получению микротоновых интервалов, приемам портаменто, глиссандо и др. Сякухати изготавливается из нижней части ствола бамбука. Средний диаметр трубки — 4–5 см, и внутри трубка почти цилиндрическая. Длина варьируется в зависимости от строя ансамбля кото и сямисэна. Разница в 3 см дает разницу в высоте звучания на полтона. Стандартная длина в 54,5 см используется для сякухати, играющей сольные композиции, а звук «открытого инструмента» считается стандартной высотой. На инструменте можно продуцировать все 12 тонов хроматической гаммы, использовать разнообразную аппликатуру, частичное закрывание отверстия, контролируя угол, под которым инструмент помещается между губами и полостью рта. Имеет значение и угол среза трубки на том конце, что берется в рот, — это позволяет добиваться тончайших эффектов в интонации, недоступных западной флейте. Вместе с изысканнейшими изменениями интонации и множеством типов портаменто специальное передувание на самом конце амбушюра дает красочный звуковой эффект (в виде шороха, шелеста). Характерный звук сякухати поражает мягкостью и густотой тембра. Для улучшения качества звучания бамбуковую трубку покрывают изнутри лаком.
|
|
| |
|
 |  |