Пятница, 27.06.2025, 20:18Главная | Регистрация | Вход

Меню сайта

Форма входа

Приветствую Вас Прохожий!

Статистика

Дудка - ФорумДудка - Форум
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Дудка
СветлоярДата: Пятница, 07.11.2008, 20:26 | Сообщение # 1
Сумеречная Тварь
Группа: Лесная Администрация
Сообщений: 2729
Статус: Offline
Дудка (свирель, сопель) - одна из наиболее древних и распространнёных музык, используемых на территории Латвии. Археологические раскопки свидетельствуют, что на костяных дудках играли задолго до нашей эры. В этнографических материалах XVIII и XIX вв. упоминаются деревянные и тростниковые дудочки.

Деревянная дудка может быть вырезана, скажим, из ветки, или сделана на токарном станке. На конце вырезается свисток или вставляется жалейка. В дудке выжигаются или сверлятся отверстия.

У тростниковой дудочки или жалейки язычок надрезается прямо на ней. Звук своеобразный, резкий.

Дудка — русский народный музыкальный духовой инструмент, состоящий из бузинной тростины или камыша и имеющий несколько боковых отверстий, а для вдувания — мундштучок. Существуют двойные дудки: в две сложенные трубки дуют через один общий мундштук.

Курай, баш. духовой муз. инструмент типа открытой продольной флейты. Разновидности К.: кыйык-курай, сур-курай - губно-щелевые свистковые флейты; сыбызгы - поперечная малая флейта. К. изготавливается из стебля зонтичного р-ния с одноим. названием. Обхватывая стебель руками поочередно, отмеряют от 8 до 10 раз шир. ладони, затем подрезают. Отверстия вырезаются начиная снизу: первое - на расстоянии 4 пальцев, следующие три - на расстоянии 2 пальцев, последнее, 5-е - на обратной стороне, на расстоянии 3 пальцев от 4-го отверстия. Дл. К. 570-810 мм. Звукоряд образуется из сцепления двух мажорных пентатоник от осн. тона на расстоянии кварты. Диапазон К. ок. трех октав. Звучание поэтичное и эпически возвышенное, тембр мягкий, при игре сопровождается горловым бурдонным звуком. К. используется как сольный и ансамблевый инстр-т. На нем исполняются плясовые наигрыши и марши, программно-изобразит. пьесы, звукоподражат. мелодии и инструм. варианты протяжных песен узун-кюй. Традиции исполнительства на К. наиб. ярко представлены в южн. и юго-вост. р-нах Башкортостана, где они развивались на протяжении веков. Сейчас в респ. повсеместно создаются ансамбли кураистов. Наряду с традиц. способом, с кон. 70-х гг. К. из дер. шпона стал изготавливать мастер В.Шугаюпов по своей технологии. В 80-е гг. появился целый ряд мастеров-изготовителей курая: С.Дильмухаметов, Б.Исянчурин, Г.Кубагушев, З.Халиков, А.Янгужин и др. В 90-е гг. появился реконструир. хроматический К. из металла, изготовленный мастером-кураистом И.Ильбаковым. Этот К. имеет 14-15 отверстий с системой клапанов, дающих возможность извлечения хроматического звукоряда. Диапазон от фа-диез малой октавы до си-бемоль третьей октавы.

Дудук – древний армянский язычковый духовой инструмент, изготовляемый из абрикосового дерева. Звук образуется от вибрации двух тростниковых пластин. На лицевой стороне инструмента имеется 7-8 звуковых отверстий и ещё одно или два – на обратной стороне.

В процессе эволюции инструмента мастера перепробовали десятки пород древесины. Однако подлинное звучание инструменту давал только абрикос, растущий в Армении. Недаром в своем латинском названии "фруктус Аргденика" он считается действительно армянским фруктом.

Фильм Ридли Скотта "Гладиатор" по сути открыл миру дудук. После церемонии присуждения "Оскара" картине, "Нью-Йорк таймс" заметила: "как странно, что в этом безбожно жестоком мире еще есть сокровенные звуки".

Светлым звучанием, бархатным тембром и эмоциональностью отличается этот любимый в народе духовой инструмент. В некоторых районах Армении его называют “най”, что в переводе означает тростник. Отличительной чертой звучания дудка является лиричность.

Дудук широко используется в оркестрах армянских народных инструментов. Его голос звучит и на свадьбах, и на застольях. В радости и горе дудук пользуется особой любовью и уважением в народе.

Обычно выступают два дудукиста. Один – солист, он играет мелодию песни или танца, а другой – дамкаш. ”Дам” в переводе означает дыхание, подпевание, в восточной музыке – “созвучность мелодии”. Дамкаш, используя особый способ беспрерывного звукоизвлечения, обеспечивает специфическое остинатное звучание главных ступеней лада, создавая своеобразный колористический фон солисту-дудукисту или певцу. Возникает неповторимое ощущение покоя, умиротворённости, высокого духовного начала. Для исполнения танцевальной музыки к дудукам присоединяется ударный инструмент доол.

В числе лучших дудукистов Армении: Дживан Гаспарян, Мкртыч Малхасян и Сергей Карапетян. Они исполняют народные и гусанские песни, а также произведения армянских композиторов. Эти замечательные музыканты известны и уважаемы не только в своей отчизне, но и в других странах мира.

Хичирики- бамбуковый родственник дудука из Японии.


 
СветлоярДата: Пятница, 07.11.2008, 20:29 | Сообщение # 2
Сумеречная Тварь
Группа: Лесная Администрация
Сообщений: 2729
Статус: Offline

Тремби́та — народный духовой музыкальный инструмент, род деревянной трубы, обернутой березовой корой без вентилей и клапанов. Украинский, польский, словенский, венгерский, хорватский, далматинский духовой мундштучный пастушеский музыкальный инструмент. Большая деревянная труба (до 4 м) без вентилей и клапанов. Диаметр ок. 30 мм увеличивается в раструбе; в узкий конец трембиты вставляется роговое металлическое дульце (пищик). Высота звукового ряда трембиты зависит от ее величины. Мелодию исполняют преимущественно в верхнем регистре.

На Украине трембита была распространена в восточной части Украинских Карпат, в частности на Гуцульщине. Она исполняла роль информатора о разных событиях на селе (о колядовщиках, которые приближаются, о свадьбе, смерти, похоронах) соответствующей кличкой, печальной ли тоскливой мелодией. На трембите исполнялись также пастушьи награвання. Временами игру трембиты включают к оркестры.

Диджериду (англ. didjeridoo или англ. didjeridu, оригинальное название «yidaki») — музыкальный духовой инструмент аборигенов Австралии. Один из старейших духовых инструментов в мире.

Он делается из куска ствола эвкалипта длиной 1—3 метра, сердцевина которого выедена термитами, конец обработан черным пчелиным воском, который смешивается с бензином. Варианты Ацтеков и Майя были сделаны из гигантского кактуса. Сам инструмент часто расписан красками или украшен изображениями тотемов племени.

При игре используется техника непрерывного дыхания. Игра на диджериду сопровождает ритуалы и способствует вхождению в транс. Уникальность диджериду состоит в том, что обычно он звучит на одной ноте (так называемый «дрон»). При этом инструмент обладает очень большим диапазоном тембра. Сравниться с ним может только человеческий голос, варган, и отчасти орган.

С конца XX века с диджериду экспериментируют западные музыканты (например, Софи Лаказ, Jamiroquai).
---
Еще один древнейший инструмент, но с его происхождением как раз все ясно – диджериду – инструмент австралийских аборигенов, причем название этой гигантской трубе дали колонисты, и оно напоминает те звуки, которые извлекают из инструмента. Считается, что первые диджериду делали их бамбука, что и отражается во многих вариантах названия этого инструмента. Дело в том, что тот духовой инструмент, который известен нам под одним названием, в самой Австралии имеет массу вариаций, а точнее, 45. Приводить их здесь все не имеет смысла, вот только некоторые из них: Bambu, Bombo, Kambu, Pampuu, Garnbak, Illpirra, Martba, Jiragi, Yiraki и Yidaki. Сейчас из какого только материала не изготавливают диджериду – из металла, бумаги, гофрированных шлангов, но принято считать, что истинный диджериду должен быть сделан из тонкого куска эвкалиптового дерева, сердцевину которого выели термиты, а классическая длина инструмента должна составлять от 0,5 до 2 метров. Но изготовители диджериду не останавливаются в своих экспериментах, так, Гарри Гринвуд, стремясь получить идеальный звук, создал металлический диджериду длиной 6 метров. Это сооружение больше похоже на гигантский цветок, чем на музыкальный инструмент, но он является законной гордостью создателя. При игре на диджериду используют технику непрерывного дыхания, тембры инструмента весьма разнообразны и зависят от длины диджериду, его диаметра, материала, из которого он изготовлен и от того, где на нем играют – в помещении звук получается более богатый, нежели на открытом пространстве. Австралийские аборигены использовали диджериду для ритуальных действий и для вхождения в транс, а современные музыканты с помощью этого духового музыкально инструмента разнообразят свои композиции.


 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2025 |