Вторник, 25.06.2024, 10:16Главная | Регистрация | Вход

Меню сайта

Форма входа

Приветствую Вас Прохожий!

Статистика

Хорезм - ФорумХорезм - Форум
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Хорезм
СветлоярДата: Понедельник, 15.12.2008, 04:52 | Сообщение # 1
Сумеречная Тварь
Группа: Лесная Администрация
Сообщений: 2729
Статус: Offline
Хорезм — древнее государство Средней Азии с центром в низовьях Амударьи — область развитого ирригационного земледелия, ремесла и торговли, высокой культуры. Возникло в VII-VI век до н. э. Земли Хорезма подвергались завоеваниям. IV-VI века — начало складывания раннефеодальных отношений. В 712 Хорезм завоевали арабы. С 1220 — в составе Монгольской империи; затем — улус Джучи. С XVI века большая часть территории Хорезма была включена в Хивинское ханство.

 
СветлоярДата: Понедельник, 15.12.2008, 04:53 | Сообщение # 2
Сумеречная Тварь
Группа: Лесная Администрация
Сообщений: 2729
Статус: Offline
Хорезм, историческая область и древнее государство в Средней Азии, в низовьях реки Амударьи. Первые упоминания о Хорезме встречаются в Бехистунской надписи Дария I и «Авесте»; многие исследователи, кроме того, отождествляли с Хорезмом авестийскую Арьянам-войчах — первую зороастрийскую страну. В изучение истории Хорезма значительный вклад внесли русские учёные-востоковеды конца 19 — начала 20 вв. — В. В. Бартольд, Н. И. Веселовский, советский историк А. Ю. Якубовский. Новый этап в изучении истории Хорезма начат в 30-х гг. 20 в. работами Хорезмской археолого-этнографической экспедиции АН СССР под руководством С. П. Толстова. Древнейшие археологические памятники Хорезма относятся к эпохе неолита. На территории древней Акчадарьинской дельты Амударьи открыты стоянки охотников и рыболовов, относящиеся к кельтеминарской культуре (4—3 тыс. до н. э.). В эпоху энеолита (начало 2 тыс. до н. э.) население, по-видимому, уже было знакомо с примитивным орошаемым земледелием и начатками скотоводства (ранний этап т. н. суярганской культуры). В результате смешения культуры местного населения со срубно-андроновской культурой пришельцев из степей южного Приуралья сложилась археологическая тазабагъябская культура, относящаяся к кругу культур степной бронзы. В середине 2-го тыс. до н. э. на протоках Акчадарьинской дельты носители этой культуры — земледельцы и скотоводы оставили множество поселений и могильник (Кокча-3). На поселениях сохранились остатки домов-полуземлянок, следы развитой ирригационной сети, полей; среди находок — зернотёрки, бронз, серпы, ножи. В конце 2-го тыс. до н. э. развивается амирабадская культура (9—8 вв. до н. э.). Совершенствуется ирригационное земледелие, развивается отгонное скотоводство, оседлые поселения превращаются в большие (до 20 домов) деревни. В то же время в степях к северо-востоку от оазиса, в низовьях Сырдарьи, складывается культура с преимущественно скотоводческими хозяйством, носители которой были всё же тесно связаны с земледельческими оазисами. На основе этой культуры позднего бронзового века в степях Приаралья сложилась культура сако-массагетских племён, на протяжении столетий культурно-исторически связанных с Хорезмом. Полагают, что в 7—6 вв. до н. э. хорезмийцы, относимые Страбоном к сако-массагетским народам, возглавляли конфедерацию племён, населявших почти всю Среднюю Азию и часть Восточного Ирана, однако, возможно, наиболее развитые центры этого объединения (т. н. Большого Хорезма) лежали в бассейне Мургаба и Герируда.
В хорезмском оазисе дальнейшее совершенствование техники ирригационного земледелия, основанной уже на сооружении крупных магистральных каналов, явилось одним из решающих факторов в последующем становлении древнехорезмийской государственности. В середине 6 в. до н. э., вероятно при Кире II, Хорезм вошёл в состав государства Ахеменидов. На рубеже 6 и 5 вв. до н. э. о «городе Хорасмии» и стране хорезмийцев впервые сообщает древнегреческий автор — Гекатей Милетский. К этому времени относится городище Кюзели-Гыр и ряд др. поселений. Согласно Геродоту, Хорезм вместе с Парфией, Согдом и Арейей входил в состав XVI сатрапии государства Ахеменидов. Анализ античных сочинений позволяет предположить, что при Артаксерксе II (404—358) Хорезм стал отдельной сатрапией. Её центром, вероятно, была большая крепость (городище Калалы-Гыр). Ко времени восточного похода Александра Македонского Хорезм уже независим: весной 328 до н. э. в ставку Александра прибыл для переговоров хорезмийский царь Фарасман, или Фратаферн.
В 4—3 вв. до н. э. Хорезм переживает экономический и культурный подъём: расширяются и совершенствуются оросительные системы, строятся новые города (городища Базар-Кала, Джанбас-Кала) и культовые центры (Кой-Крылган-Кала), развиваются ремёсла и искусство. В конце 1-го тыс. до н. э. в культуре Хорезма отчётливо проявляется влияние степных племён, что, видимо, связано с историческими судьбами Кангюя. Многочисленные находки кушанских монет, стиль некоторых памятников изобразительного искусства позволяют предположить, что в первых веках н. э. Хорезм находился в зависимости от Кушанского царства. В то же время о существовании в 3 в. н. э. местной династии свидетельствуют результаты раскопок священного дворца на городище Топрак-Кала. Документами на дереве и коже, найденными во дворце, в Хорезме засвидетельствовано рабовладение; они датированы в годах т. н. хорезмийской эры, начало которой приходится на серединую 1 в. н. э. Применение этого летосчисления археологически прослежено в Хорезме до 8 в. Господствующей формой религии в Хорезме был местный вариант зороастризма. На некоторых поселениях обнаружены «храмы огня».
В искусстве древнего Хорезма, которое в период Ахеменидов подверглось воздействию переднеазиатской художественной традиции, постоянно сохранялись отдельные черты культуры саков. На основе синтеза местных и заимствованных элементов в 4—3 вв. до н. э. сформировалась самобытная художественная культура Хорезма. В изобразительном искусстве первых вв. н. э. проявились эллинистические влияния, воспринятые при посредстве парфян и кушан. Отличительные черты архитектуры древнего Хорезма — массивность и лаконичность объёмов, скупость наружного декора — обусловлены преобладанием стройматериалов из лёссовой глины (пахса, сырцовый кирпич). Наряду со сводами применялись балочные перекрытия на колоннах. Традиционны каменные базы в форме горшка на 3-ступенчатом квадратном основании. Города, обычно прямоугольные в плане, с регулярной поквартальной застройкой по сторонам осевой улицы, укреплены стенами со стрелковыми галереями и башнями (Кюзели-Гыр). В отдельных кварталах или дворцовых комплексах возводили храмы и святилища с мощёной площадкой для священного огня. Дворцы (Калалы-Гыр, 5—4 вв. до н. э., Топрак-Кала, 2—3 вв.) включали парадные дворы с айванами, залы и многочисленные комнаты, соединённые коридорами. Дворец Топрак-Кала был поднят на высокие цоколи (около 15 и 25 м). Погребальные сооружения представлены башнеобразными постройками с крестовидной планировкой на городище Кюзели-Гыр (5 в. до н. э.) и цилиндрическим храмом-мавзолеем Кой-Крылган-Кала (4—3 вв. до н. э.). Сельские дома, обычно пахсовые, имели жилые и хозяйственные помещения, расположенные по сторонам коридора или дворика.
Живопись и скульптура Хорезма развивались в синтезе с архитектурой, были проникнуты идеями прославления плодоносящих сил природы и обожествления царской власти (Топрак-Кала, глиняные раскрашенные статуи и барельефы, многоцветные росписи минеральными красками). Уникальны керамические оссуарии в виде статуй (5 в. до н. э. — первые вв. н. э.) — условно-обобщённые образы умерших. Широко распространены терракотовые статуэтки: богини плодородия, изображенной в традиции переднеазиатской коропластики, фигурки коней, реже встречаются мужские персонажи в «скифской» одежде. В 4—3 вв. до н. э. изготовлялись керамические фляги с барельефами мифологического содержания.
Бируни сообщает о воцарении в Хорезме в 305 царя Африга, об основании им новой династии и строительстве цитадели-резиденции в городе Кят (близ современного города Бируни). Он называет имена 21 хорезмийского царя (нумизматические данные и некоторые письменные источники подтвердили точность его списка для конца 7 — 8 вв.). 4—6 вв. — время начавшейся феодализации и формирования новой, афригидской культуры, характерной для раннефеодального Хорезма вплоть до 8 в. На её складывание значительное влияние оказали окрестные степные племена. Резко сократилась ирригационная сеть, господствующие типы поселений этого времени — феодальная усадьба, усадьба-замок (укрепленный, с башнями-донжонами на пирамидальных цоколях, с «гофрированными» стенами) и общинный дом, которые группируются вокруг относительно крупных феодальных центров. Из произведений изобразительного искусства этого времени известна серия хорезмийских серебряных чаш 6—8 вв. с изображениями царей, богов, ритуальных сцен.
В 712 Хорезм завоевали арабы. Арабский полководец Кутейба, как сообщает Бируни, передал власть своему ставленнику. Но в Кяте вплоть до 10 в. продолжали править представители афригидской династии. Всё большее значение стала приобретать столица Северного Хорезма — Ургенч, правитель которого Мамун ибн Мухаммед в 995 объединил Хорезм. При нём и его преемнике Мамуне II ибн Мамуне отмечается новый расцвет Хорезма; в это время в Ургенче работали такие крупные учёные, как Бируни и Ибн Сина (Авиценна). В 1017 Хорезм завоевал султан Махмуд Газневи, в 1043 — сельджуки. В конце 11 в. в Ургенче пришла к власти новая династия — т. н. великих хорезмшахов, представитель которой Атсыз (1127—56), продолжая политику собирания земель, начатую его предшественниками, подчинил всю северо-западную часть Средней Азии. Его внук Текеш ибн иль-Арслан (1172—1200) освободил Хорезм от сельджуков (1194). При сыне Текеша Мухаммеде II Ала-ад-дине (1200—20) государство великих хорезмшахов достигло наибольшего могущества. Его границы простирались от северных берегов Каспия до Персидского залива и от Кавказа до Гиндукуша.
В искусстве Хорезма после арабского завоевания постепенно стали преобладать черты, общие для стран Халифата. Наряду с пахсой, сырцом и деревом (каркасные постройки) стали применять обожжённый кирпич (в монументальном строительстве). Средневековые зодчие Хорезма разработали оригинальные шатрово-купольные конструкции (мавзолеи 12 в. в Ургенче древнем), использовали в архитектурном декоре узорную кладку из кирпича, резную терракоту, ганч. Высокими художественными достоинствами отличается поливная керамика Хорезма.
В 1220, в результате нашествий войск Чингисхана, государство хорезмшахов распалось, Хорезм вошёл в состав улуса Джучи, а затем в Золотую Орду. Во 2-й половине 14 в. Хорезм переживал новый период расцвета, его столица Ургенч обогатилась великолепными постройками с богатым керамическим поливным декором (наборная резная мозаика), например мавзолей династии Суфи, т. н. Тюрабек-Ханым и др. Правители Хорезма приобрели фактическую независимость. К этому времени, видимо, закончился процесс тюркизации языка хорезмийцев. В 1388 Тимур разрушил Ургенч и подчинил себе весь Хорезм. На протяжении почти столетия продолжалась борьба между Тимуридами и золотоордынскими ханами за обладание Хорезмом. В 1505 Хорезм попал под власть Шейбани-хана. В 1512 к власти в Хорезме пришла узбекская династия, восходившая к Джучи; она правила до конца 17 в. Позднее фактическими правителями Хорезма были военачальники из узбекского рода Кунграт, как правило, номинально возводившие на трон кого-либо из Чингизидов. С начала 17 в. столицей Хорезма стала Хива. Её архитектурные ансамбли дают наиболее яркое представление о зодчестве и декоративно-монументальном искусстве позднефеодального Хорезма. Термин «Хивинское ханство» употреблялся, однако, только в русской и западо-европейской литературе; в местной официальной терминологии Хорезм продолжал называться Хорезмским государством, чем и объясняется наименование образовавшейся в 1920 Хорезмской народной советской республики.


 
alexsyДата: Воскресенье, 17.01.2010, 13:52 | Сообщение # 3
Странник
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Статус: Offline
С :) реди великих пророков земли, положивших начало новым религиям, оказавших заметное влияние на ход истории, особое место память человеческая отводит Заратустре. Он основал оду из мировых религий – зороастризм, которая распространилась двадцать пять веков тому назад во многих странах Востока. До сих пор есть последователи этой религии в таких странах как Индия и Иран.
Закат на Каракиясае
Родина Заратустры – древний Хорезм. Само слово «Хорезм» означает «Солнечная земля». Древний Хорезм был весьма развитой страной. Хорезм подробно описывают персидские наскальные надписи, религиозная пехлевийская литература, греко-латинские, китайские, армянские рукописи. Народ этой страны достиг высоких успехов в развитии животноводство, земледелия, в строительстве городов. Здесь была высоко развита материальная и духовная культура. Как свидетельствуют древнейшие
Для ссылок есть отдельная тема *Светлояр*
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024 |