Новый Год Единственный Славянский праздник, который отмечается на государственном уровне в Славянских государствах - это Новый год.
Когда-то давным-давно, бог лютого холода Морок ходил по селениям, насылая крепкие морозы. Поселяне, желая оградить себя от стужи, ставили на окно подарки: блины, кисель, печенье, кутью. Теперь же Морок превратился в этакого доброго старичка Деда Мороза, который сам раздаёт подарки. Таким он стал совсем недавно, в середине XIX века.
[!] Между прочим, в украшении ёлки есть глубокий обрядовый смысл: в вечнозелёных растениях, по поверьям, живут духи предков. Поэтому, украшая ель сладостями, мы приносим дары своим предкам.
Такой вот древний обычай. Новый год, как и Щедрец, семейный праздник. В этот день лучше навестить своих родных.
Коляда
Происхождение обряда колядования уходит корнями в глубокую древность. Несколько раз в году, славяне производят заклинание злых духов.
Обряд состоит в том, что по домам ходят группы славельщиков, состоящие в основном из подростков.
Каждая группа должна нести на палке восьмиконечную звезду, склеенную из серебристой бумаги. Иногда звезду делают полой и внутри нее зажигали свечу. Светящаяся в темноте звезда словно плывет по улице. В состав группы входит мехоноша, несущий мешок для сбора даров.
На ходу они поют песню припевку:
Мы ходили - походили, колядовщики!
Мы искали-поискали Иванова двора!
Стоит Иванов двор на пяти столбах!
На пяти столбах, на семи верстах!
Коляда-коляда!
Подавай пирога!
Славильщики останавливаютя под окнами, заходят в дома и просят у хозяев разрешения спеть колядки. Как правило, в каждом доме славильщиков встречают радушно и гостеприимно, заранее готовят угощение и подарки.
Содержание колядок разнообразно, но объединяет их одно: щедрым хозяевам желают получить богатый урожай, обильный приплод у скота, быть здоровыми и счастливыми, благодарили за щедрые подарки и угощение; скупых порицают, желают им неурожая, накликают засуху и всякие несчастья.
В колядке говорится:
Коляда, Моляда, уродилась Коляда!
Кто подаст пирога - тому двор живота,
Еще мелкой скотинки
Числа бы вам не знать!
А кто не даст ни копейки –
Завалим лазейки,
Кто не даст лепешки –
Завалим окошки
Кто не даст пирога –
Сведем корову за рога,
Кто не даст хлеба –
Уведем деда!
Кто не даст ветчины –
Тем расколем чугуны!
Закончив петь, славильщики получают в подарок специальное обрядовое печенье, выпеченные из теста фигурки домашних животных, съестные припасы, а иногда и деньги.
После обхода нескольких домов славильщики собираются в заранее намеченной избе и устраивают общую пирушку. Все принесенные дары и еда делятся между участниками.
Сретенье (День Сречи)
Встреча Весны-Тальницы (Сиды, Ясуни) и Мороза-Велеса (Рампы Сурича), а также Вышня-Дажьбога с Мареной-Зимой. В этот день Зима встречается с Весною. Марена – с Дажьбогом, Снежная Царица – с Ярилой. Велес-Мороз – с Весной-Тальницей.
Зима хочет заморозить Весну, но сама от своего хотения только потеет. У дня становится больше света, а у ночи меньше стужи.
В этот день в ведические храмы к изваяниям Макоши-Сречи (среча – значит удача) приносили дары.
Гадали о том, удачная ли будет Весна и каков будет урожай:
«Если на Сретенье метет снег – значит уродится хлеб.
Утром снег – к ранним хлебам, вечером — к поздним.
Небо беззвездно – зима заплачет поздно».
Масленица
Сегодня древняя Масленица, праздник Весеннего Равноденствия и завершения зимних холодов.
В этот день народ веселится, пирует, пляшут ряженые, играют на традиционных инструментах - в общем, весенний разгул, неистовство и кулачные потехи. Всю Масленицу пекут блины, пряженцы и оладьи, которые символизируют Солнце.
Родоница
Этот день назван в честь Рода, бога семьи и Вселенной.
Тридцатого березозола заканчиваются последние весенние холода.
Это третье моление предкам, день поминаний.
С заходом солнца открывают зачин.
Сегодня мёртвым ставят пиво, водку и еду.
На застолье поминальщики зовут загробных гостей поесть, попить на поминальной тризне.
В этот день поминают предков, призывают их посетить землю:
«Летите, милые деды…».
Ходят на могилы, принося поминальные дары: блины, овсяный кисель, пшённую кашу, крашенные яйца-писанки.
После зачина начинается тризна: воины на горе «боряхуся по мертвецы», показывая своё боевое искусство.
С высокой горы катают крашенные яйца, соревнуясь. Побеждает тот, чьё яйцо укатится дальше, не разбившись.
К полуночи, на той же горе раскладывают дрова для большого костра.
Готовятся к встрече Живина дня.
Щедрец
Последний день святок - Щедрец, знаменит своими щедровками и праздничным пиром. Обязательно присутствие на столе свинины, которая означает плодородие (от санкритского - рождать). Перед пиром необходимо повеселить народ щедровками. Состав ряженых такой же, как и на Коляде. Колядовщики подходят к дому или к толпе людей и поют:
«Щедрый вечер! Добрый вечер!»
Хозяева спрашивают:
«Кто идёт?»
«Бог!»
«Что несёт?»
«Пирог!»
Затем колядовщики начинают «коляду томить», т.е. выпрашивать у хозяев гостинцы, жалуясь на то, что-де «шли из далека», «у козы ноги болят» и т.д. Хозяева упираются, отшучиваются. Тогда ряженые приступают к пению щедровок, некоторые содержат в себе шуточные угрозы:
«Щедрик-ведрик, дайте вареник.
Грудочку кашки, колечко колбаски.
Матушка-сударушка, подай пирожка,
Не подашь пирожка, не родишь сынка.
А родишь девицу-расчерепицу,
Ни шить, ни ткать, помелом махать.
Одари, государь, колядовщиков!
Наша коляда ни рупь, ни полтина.
Наша коляда всего пол-алтына!
Коляда пришла, вам здоровья принесла. Ой, Коляда, Коляда! Мы пришли прославлять, да хозяев величать.
Да хозяину сотню лет прожить.
А хозяюшке многоздравьице.
Вашим детушкам: сыновьям, дочерям.
Девяносто быков, полтораста коров.
Надели вас бог житьём и бытьём.
И житьём, и бытьём, и богачеством!»
Считается большим стыдом не одарить колядовщиков. Таким жадным хозяевам ряженые посылают «проклятьице»:
«Уж дай им, Свароже, по спине и по роже.
Разрази их, Перун-батюшка!
Пустой им мешок, дырявый горшок!»
Набрав мешок гостинцев, колядовщики расходятся, чтобы встретить Новый год в семейном кругу.