Суббота, 18.05.2024, 19:39Главная | Регистрация | Вход

Меню сайта

Форма входа

Приветствую Вас Прохожий!

Статистика

Леонардо да Винчи - ФорумЛеонардо да Винчи - Форум
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Катастрофы и загадки » Выдающиеся личности » Леонардо да Винчи (15.04.1452 — 2.05.1519)
Леонардо да Винчи
СветлоярДата: Понедельник, 05.05.2008, 00:11 | Сообщение # 1
Сумеречная Тварь
Группа: Лесная Администрация
Сообщений: 2729
Статус: Offline
Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года в городе Винчи, недалеко от Флоренции (Италия).
Отец Леонардо, Пьеро Винчи, был нотариусом и довольно богатым человеком, имел титул мессэра и земли во владении. Всего Пьеро Винчи в своей жизни стал отцом двенадцати детей и как минимум четыре раза был женат.
Мать да Винчи, Катарина, была крестьянкой. Многие биографы склоняются к версии, что будущий гений был незаконнорожденным. Во эпоху Возрождения положение незаконнорожденных детей мало чем отличалось от законных, так что Леонардо да Винчи был без каких-либо возражений признан отцом и отправлен с матерью в деревню. Оттуда его забрали в четырехлетнем возрасте, и воспитывался да Винчи уже в семье отца.
Леонардо да Винчи получил домашнее начальное образование: научился читать, писать, овладел основами математики и латынью. Его манера письма представляет особый интерес. Да Винчи был левшой и предпочитал писать справа налево, в зеркальном отражении. Хотя при этом он спокойно мог писать традиционно.
1469 год – вместе с отцом Леонардо переселяется во Флоренцию. Возможно, Пьеро Винчи мечтал, чтобы сын унаследовал его профессию, но незаконнорожденный не мог тогда стать ни юристом, ни врачом. Была выбрана профессия художника – не самая уважаемая в то время.
1472 год – впервые в государственном документе встречается имя Леонардо до Винчи. Это была книга корпорации флорентийских художников.
1467 (1469) – 1476 годы – до Винчи учится и работает в боттеге Андреа дель Верроккио. Это был один из самых известных флорентийских художников того времени, занимавшийся также скульптурой, ювелирным делом и устройством праздников.
1470-е годы – Андреа дель Вероккио была заказана картина «Крещение Христа». Мастер допускал к своей работе учеников, они выписывали второстепенные фигуры и иногда работали над пейзажами. По легенде, кисти Леонардо до Винчи принадлежит лицо и, возможно, фигура левого из двух ангелов.
1472 год – Леонардо принят в гильдию живописцев.
1473 год – первая самостоятельная датированная работа Леонардо да Винчи. Это был пейзаж, набросок долины реки.
1474 год – написана картина «Благовещение».
1476 год – да Винчи и несколько его друзей арестованы по подозрению в содомии. Это был период расцвета инквизиции, и дело могло закончиться трагически, но среди друзей Леонардо был сын одного из вельмож Флоренции. Арестованные были отпущены.
1476 или 1478 годы – Леонардо да Винчи открыл собственную мастерскую во Флоренции.
1478 год – создана картина «Мадонна Бенуа». Хранится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге, как и «Мадонна Литта», год написания которой не установлен.
Этот же год – написан портрет Джиневры Деи Бичеи. Совместно с «Мадонной Бенуа» эта работа является завершением раннего периода творчества Леонардо да Винчи.
1482 – 1499 годы – Леонардо в Милане, служит военным инженером, архитектором, скульптором и живописцем у герцога Людовика Сфорца.
Людовик Сфорца имел репутацию тирана, и в Италии его не любили, хотя и считались с ним. Но во Флоренции правили Медичи, которые за что-то невзлюбили да Винчи, поэтому он счел Сфорца более достойным покровителем для себя и покинул Флоренцию. Сначала художник занимался устройством праздников при дворе герцога, изобретал не только удивительные костюмы, но и механические «чудеса». Очень скоро Людовик Сфорца стал широко известен именно торжествами при своем дворе. Леонардо исполнял также обязанности гидротехника, инженера и художника, причем жалование получал очень маленькое – есть сведения, что даже придворный карлик Сфорца зарабатывал больше. Только через несколько лет да Винчи стал придворным архитектором и инженером. Все это время он занимался собственными научными и техническими проектами, но они не интересовали герцога.
1483 – 1494 годы – работа над первым вариантом «Мадонны в гроте».
1484 – 1485 годы – эпидемия чумы в Милане. Погибло более 50 тысяч человек. Да Винчи обратил внимание герцога на то, что причиной мора стало перенаселение города, теснота и царившая повсюду грязь. Ученый даже составил план нового города: состоявшего из 10 районов с населением не более 30 тысяч человек, с параметрами ширины улиц и канализационными системами в каждом районе. Сфорца отверг это предложение.
1484 год – да Винчи пишет «Даму с горностаем». Исследователи сходятся на том, что это портрет фаворитки Людовика Сфорца Цецилии Галлерани.
В Милане Леонардо да Винчи (по приказу герцога) основал академию художеств.
1490 год – да Винчи берет под свое покровительство мальчика Джакомо Капротти, селит в своем доме и заботится о нем. Позже мальчик получил от Леонардо прозвище Салай (Демон). Впоследствии Капротти унаследовал многие работы да Винчи.
1494 – 1511 годы – работа над вторым вариантом «Мадонны в гроте».
1495 – 1497 годы – работа над «Тайной вечерей». Это также был заказ, полученный Леонардо да Винчи от Людовика Сфорца. Фреска «Тайная вечеря» была написана на стене трапезной доминиканского монастыря Санта Мария делле Грацие в Милане. Известно, что натурщика для изображения лица Иуды да Винчи искал по притонам среди преступников.
1499 год – Людовик Сфорцо изгнан из Милана французами. Да Винчи уезжает в Венецию. По дороге в Мантуе он участвует в строительстве оборонительных сооружений.
Апрель 1500 года – да Винчи возвращается во Флоренцию.
В этот период да Винчи активно занимается математикой, работает над теорией живописи, изучает многие интересовавшие его вопросы анатомии. Соперничая с Микеланджело, пишет для палаццо делла Синьория батальную композицию. Проявляет себя как скульптор, задумывая конный монумент, проект которого так и не был воплощен в жизнь.
1502 год – ученый служит у Черазе Борджиа. На этой должности много путешествует, бывает в Романье, Тоскане, Умбрии. Проектирует оборонительные сооружения (не были построены).
1503 год (не точная дата) – создана «Мона Лиза» («Джоконда»).
1503 – 1506 годы – Флоренция. Работа над фреской «Битва при Ангиари» в зале Большого совета дворца Синьории.
1506 – 1513 годы – Милан. Служба у французского наместника Шарля д'Амбуаз.
1507 год – поездка во Флоренцию.
1510 – 1513 годы – да Винчи работает над автопортретом.
1513 год – Леонардо до Винчи живет в Риме под покровительством Медичи.
1513 – 1517 годы – работа над картиной «Иоанн Креститель».
1516 год – да Винчи приглашен королем Франциском I во Францию на должность первого живописца, архитектора и механика короля. Однако, несмотря на работу над собственными проектами и планом королевского дворца, да Винчи в основном исполняет обязанности придворного мудреца и советника короля (свидетельство скульптора Бенвенуто Челлини).
2 мая 1519 года – Леонардо да Винчи умирает в замке Клу, Турень (Франция). Рукописное наследство гения было завещано ученику Франческо Мельци.


 
СветлоярДата: Понедельник, 05.05.2008, 00:20 | Сообщение # 2
Сумеречная Тварь
Группа: Лесная Администрация
Сообщений: 2729
Статус: Offline
Несвоевременные идеи

Леонардо оставил после себя примерно 13000 страниц различных рукописей — заметки, дневники, рисунки, трактаты, каноны, “кодексы” (свод различных работ Леона, посвященных определенной теме). Надо сказать, что работы мастера не были срдотрого упорядочены, хотя автор и пытался как-то систематизировать их, нумеруя страницы.
Леонардо да Винчи был левшой и писал “зеркально” — то есть справа налево, хотя иногда, например, для переписки с официальными лицами, он использовал обычный стиль письма.

Вокруг такой странности мастера ходили слухи. Кто-то из исследователей его творчества заявлял, что Леонардо намеренно писал “наоборот”, чтобы его записи не были доступны невеждам и дуракам. Однако наиболее вероятной представляется другая версия — дело в том, что раньше для письма пользовались заостренными гусиными перьями. Левше было легче “тянуть” перо по бумаге справа налево, а не “толкать” его слева направо, с силой царапая лист.

В его заметках было все — от медицины, истории и биологии до механики, рисунков и стихов. Он не был особо силен в латыни, поэтому использовал для заметок итальянский язык — причем не официальный, а живой, разговорный.

Научный метод исследований Леонардо заключался в наблюдениях — мастер пытался понять какое-либо явление, создавая его детальные описания.

Военная техника

Леонардо в письме к Лодовико Сфорца активно рекламировал свои военно-технические идеи. Например, он предлагал делать закрытые броней колесницы, которые не боялись бы вражеского обстрела. По форме они напоминали перевернутые суповые тарелки — своеобразные “черепахи”, покрытые металлическими листами и вооруженные пушкой.

Двигателем этого “танка” должны были стать лошади, находящиеся внутри, однако позднее Леонардо отказался от этой идеи — животные могли запаниковать в закрытом пространстве, поэтому для приведения всей конструкции в движение и для ведения боя предлагалось использовать экипаж в 8 человек.
Считается, что в 1495 году Леонардо да Винчи впервые сформулировал идею “механического человека”, иначе говоря — робота. По замыслу мастера, это устройство должно было представлять собой манекен, одетый в рыцарские доспехи и способный воспроизводить несколько человеческих движений. Первое механическое устройство, отдаленно похожее на то, что было предложено да Винчи, сконструировал французский механик Жак Вокансон в 1738 году.

Традиционно для Леонардо, это была гениальная идея — но не более того. Эффективность таких машин была бы практически нулевой. При своем весе и ручной тяге они не могли бы путешествовать на большие дистанции и передвигаться на колесах по пересеченной местности, были уязвимы для огня и дыма, а также не представляли заметной угрозы для вражеской пехоты.

Еще одна военная новация заключалась в оснащении обычной пушки подъемным блоком, позволявшим корректировать угол стрельбы и повысить точность поражения. Позднее эта идея была применена Леонардо в рисунках многоствольных пушек, эффективных (в отличие от обычных, медленно заряжавшихся орудий того времени) при обстреле наступающей пехоты.

Это было действительно интересное изобретение, которое могло бы стать средневековым аналогом систем залпового огня. В сочетании с боеприпасами, разработанными Леонардо (продолговатыми снарядами, имеющими хвостовые стабилизаторы, а также разрывными снарядами, повторно изобретенными лишь в начале 19 века британским офицером по имени Генри Шрапнель), эти пушки были бы способны поражать большие отряды вражеских солдат на значительном расстоянии.
Относительно химического, вернее биологического оружия Леонардо писал: “Если хочешь сделать зловоние, возьми человеческий кал, мочу и лебеду, а если же у тебя ее нет, то капусту и свеклу, и вместе положи в стеклянную бутылку, хорошо закупоренную, и в течение месяца держи под навозом, после чего брось, где хочешь произвести зловоние, да так, чтобы она разбилась”.

Разрабатывая новую военную технику, Леонардо не забывал и о традиционных устройствах, модернизируя их сообразно представлениям о тактике будущих войн. Здесь его одолевала гигантомания — мастер создал модели огромных арбалетов (24 метра в ширину), в том числе двойных, а также мощных катапульт для метания камней.

Еще одним революционным изобретением Леонардо был подводный скафандр. Возможно, это было не первое приспособление для погружения — считается, что в 332 году до н. э. Александр Македонский спускался под воду в стеклянном сосуде (прообразе водолазного колокола). Однако полноценный костюм для дайвинга изобрел именно Леонардо.

Скафандр был сделан из кожи, имел стеклянные линзы для глаз и мешочек для мочеиспускания. Воздух подавался через тростниковые трубки, скрепленные кожаными сочленениями (чтобы последние не сжимались под давлением воды, внутри них были вставлены металлические пружины). В комплект снаряжения входили балластные мешочки с песком, емкость с воздухом для срочного всплытия, длинная веревка, нож, а также рожок, при помощи которого следовало подавать сигнал об окончании работы под водой.

В военно-транспортном мореходстве Леонардо, безусловно, опережал свое время. Он изобрел подводную лодку (вернее, ее простейший прототип), корабль с гребными колесами, лодку с педальным приводом, перчатки с перепонками между пальцев для плавания под водой, корабль с двойным корпусом (предотвращающим его затопление водолазами-диверсантами) — всего не перечислить.

В целом, анализируя военные новшества Леонардо, нельзя сказать, чтобы все они были откровенно революционными. Следует помнить о том, что мастер не слишком восторженно отзывался о войне как таковой, и разрабатывал различные устройства уничтожения лишь для того, чтобы обратить на себя внимание монархов-милитаристов.


 
СветлоярДата: Понедельник, 05.05.2008, 00:21 | Сообщение # 3
Сумеречная Тварь
Группа: Лесная Администрация
Сообщений: 2729
Статус: Offline
Мне бы в небо

Всю свою жизнь да Винчи был буквально одержим идеей полета. Одной из самых первых (и самых известных) зарисовок на эту тему является схема устройства, которое в наше время принято считать прототипом вертолета.

Леонардо предлагал сделать из тонкого льна, пропитанного крахмалом, воздушный винт диаметром 5 метров. Он должен был приводиться в движение четырьмя людьми, вращающими рычаги по кругу. Современные специалисты утверждают, что мускульной силы четырех человек не хватило бы для поднятия данного устройства в воздух (тем более что даже в случае подъема эта конструкция стала бы вращаться вокруг своей оси), однако если бы в качестве “двигателя” использовалась, например, мощная пружина, такой “вертолет” был бы способен на полет — пускай и кратковременный.

Вскоре Леонардо охладел к винтовым летательным аппаратам и переключил внимание на механизм полета, который успешно работал уже миллионы лет, — крыло птицы. Для начала были сделаны расчеты, которые показали, что длина крыла утки (в ярдах) численно равна квадратному корню ее веса. Исходя из этого, Леонардо установил — для поднятия в воздух летательной машины с человеком (136 кг) необходимы крылья, подобные птичьим и имеющие в длину 12 метров.

В процессе работы над летательным аппаратом Леонардо сделал очень интересный с точки зрения современной авиации рисунок. На нем изображен летающий корабль — именно корабль, с сиденьями для пассажиров, а также системой рычагов, управляющих крыльями и хвостом.

Попытки воспроизвести крыло, созданное природой, к успеху не приводили — и Леонардо обратился к планирующему полету. Он разработал конструкцию планера, прикреплявшегося к спине человека так, чтобы последний мог балансировать в полете. Основная, самая широкая часть крыльев была неподвижна, однако их окончания могли изгибаться при помощи тросов и изменять направление полета.

Пророческим оказался чертеж устройства, которое сам Леонардо описывал так: “Если у вас есть достаточно льняной ткани, сшитой в пирамиду с основанием в 12 ярдов (примерно 7 м 20 см), то вы сможете прыгать с любой высоты без всякого вреда для своего тела”.

Мастер сделал эту запись в промежутке между 1483 и 1486 годом. Несколько веков спустя такое устройство получило название “парашют” (от греческого para — “против” и французского “chute” — падение). Первые спуски с парашютом совершили французы — инженер Веранцио (с крыши высокой башни в 1617 году) и воздухоплаватель Гарнеран (с воздушного шара в 1797 году).
Интересно, что эту идею Леонардо довел до логического конца лишь русский изобретатель Котельников, создавший в 1911 году первый ранцевый спасательный парашют, крепившийся к спине пилота.

В итоге, Леонардо так и не удалось создать действующую модель летательной машины. Он концентрировал внимание лишь на устройстве крыла, мало беспокоясь о силовых составляющих механизма (хотя ему, искушенному анатому, наверняка было известно, что мышцы рук человека не смогут обеспечить усилие, необходимое для частых взмахов огромными крыльями).

Дела земные

Творческий кругозор изобретателя распространялся не только на военное дело и теорию воздухоплавания, но и на бытовые вещи. Если бы его попытки внедрить свои новшества в повседневный обиход увенчались успехом, то это эхом отразилось бы во всех областях человеческой деятельности — от путешествий до архитектуры, и наша цивилизация сейчас выглядела бы иначе.

В 1502 году Леонардо да Винчи сделал чертеж моста с пролетом длиной 240 метров. Это была часть грандиозного инженерного проекта для константинопольского султана Баязида II, согласно которому предполагалось устроить переправу через устье пролива Босфор, известное под названием “Золотой рог”. Мост так и не был построен, однако в 2001 году в Норвегии воздвигли аналогичную (чуть меньшую) конструкцию, соответствующую наброскам Леонардо.

Среди всех “земных” открытий Леонардо прежде всего следует назвать... автомобиль. Мастер уделял основное внимание двигателю и ходовой части, поэтому дизайн “кузова”, которым могла бы обладать такая машина, до нас не дошел.

Самодвижущаяся повозка да Винчи была трехколесной и приводилась в движение заводным пружинным механизмом. Два задних колеса были независимы друг от друга, а их вращение производилось сложной системой шестеренок. Кроме переднего колеса, было еще одно — маленькое, поворотное, которое размещалось на деревянном рычаге.

Предполагается, что эта идея родилась у Леонардо в далеком 1478 году. Но лишь в 1752 году русский механик-самоучка, крестьянин Леонтий Шамшуренков смог собрать “самобеглую коляску”, приводимую в движение силой двух человек, а действующие паровые автомобили появились несколькими десятилетиями позже — в Англии и Франции.

Перечень “бытовых” открытий да Винчи действительно впечатляет. Обо всем рассказывать не имеет смысла — достаточно лишь назвать некоторые изобретения. Леонардо разработал дрель (сверло для дерева и земли), вращающийся подъемный кран, станки для изготовления иголок, веревок, зеркал; дистиллятор с водяным охлаждением, вращающийся прокатный стан, механический одометр (машина для измерения пройденного расстояния), машину для резки бумаги, гигрометр (прибор для измерения влажности воздуха), воздушный вентилятор, прожектор — этот список можно продолжить.


 
СветлоярДата: Понедельник, 05.05.2008, 00:22 | Сообщение # 4
Сумеречная Тварь
Группа: Лесная Администрация
Сообщений: 2729
Статус: Offline
Чтобы представить себе масштаб его научных работ, следует вспомнить, что Леонардо совмещал изобретательство с живописью, скульптурой и архитектурой. Этот человек был непостоянен в своих творческих увлечениях, часто переезжал с места на место. Он не получил классического научного образования и искренне верил в то, что Солнце вращается вокруг Земли. И, наконец, давайте посмотрим правде в глаза — Леонардо по своей сути был приживалой, существовавшим лишь за счет богатых “спонсоров”. Если бы не счастливое стечение обстоятельств (отец вовремя заметил талант у сына), то Леонардо, вероятнее всего, был бы каким-нибудь канатным плясуном на флорентийской ярмарке — предположение совершенно ницшеанское и верное хотя бы потому, что безудержное воображение да Винчи всегда влекло его к чему-то сверхчеловеческому.

Известно, что научно-технический прогресс лучше всего стимулирует война. У Леонардо действительно был шанс на внедрение летательных машин, танков и подводных лодок в военное дело. Для этого нужно было немногое: просвещенный европейский монарх, увлекающийся всем новым (кто-то, похожий на Петра I), и письмо да Винчи к нему, в котором мастер предлагал бы свои инженерные услуги. Это могло полностью изменить историю нашей планеты.

Почти все гении так или иначе расплачиваются за свой дар — бедностью, уродством, сумасшествием или ранней смертью. Леонардо был счастливым исключением. Да — он не смог преобразить этот мир, а его научные разработки не нашли применения у современников. Однако мастер дожил до преклонных лет, накопил немало денег и ни в чем не нуждался. Самое интересное заключается в том, что если бы у него была возможность выбора, то он наверняка бы согласился терпеть лишения, лишь бы его исследования были реализованы на практике. А это — признак действительно великого ученого.


 
Форум » Катастрофы и загадки » Выдающиеся личности » Леонардо да Винчи (15.04.1452 — 2.05.1519)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024 |