Упражнение “Кратковременное запоминание слов” Прочитайте следующий ряд слов один раз и постарайтесь воспроизвести их в любом порядке:
шаль, снимок, лук, сон, халат, обед, рост, баня, агент, рама.
Сколько вам удалось воспроизвести?
Мы рекомендуем тренироваться до тех пор, пока вам не удастся воспроизвести 7-8 слов после однократного предъявления. Вот несколько рядов слов для тренировки:
1. Снег, радио, корона, бревно, газета, пшено, кот, фарфор, гусар, якорь.
2. Слой, раб, фартук, ария, брат, гений, шапка, слеза, луна, волос.
3. Свод, вор, крупа, алмаз, рай, образ, атака, брак, горло, дядя.
4. Дело, остров, почта, след, род, краска, центр, юмор, боец, рис.
5. Лицо, сахар, кол, юбка, дымок, варвар, схема, парус, коза, эмоция.
Упражнение “Кратковременное запоминание цифр”
Прочитайте следующий ряд чисел один раз и постарайтесь воспроизвести их в любом порядке:
12, 34, 56, 49, 28, 71, 54, 61, 15, 85.
Сколько вы воспроизвели?
Тренируйтесь до тех пор, пока вы не сможете воспроизвести 7-8 чисел после однократного предъявления. Вот несколько рядов чисел для тренировки:
1. 27, 94, 13, 49, 35, 82, 73, 24, 65, 19.
2. 80, 21, 34, 11, 25, 40, 73, 61, 52, 92.
3. 47, 55, 71, 29, 32, 18, 96, 84, 79, 12.
4. 61, 78, 39, 15, 42, 25, 34, 59, 80, 68.
5. 31, 53, 10, 44, 70, 53, 64, 87, 14, 91.
Упражнение «Список слов» (долговременная память)
Попробуйте, прочитав два раза, воспроизвести в любом порядке этот список из 28 слов:шелк
пароход
сосна
чайник
агроном
пальма
автомобиль
скрипка
ситец
водитель
жилет
бархат
тарелка
березка
дудочка
геолог
к уртка
крейсер
кепка
педагог
кувшин
балалайка
платок
стакан
атлас
ясень
рояль
вертолет
Посчитайте, сколько слов вы воспроизвели правильно?
А теперь еще раз попытайтесь воспроизвести их, учитывая, что все эти слова могут быть разбиты на 7 категорий: посуда, профессии, средства передвижения, деревья, музыкальные инструменты, ткани, одежда.
Упражнение «Воспоминание» (долговременная память)
Предположим, что вам надо вспомнить какое-то событие, формулу, слово, число, мелодию и т.д. Для начала подумайте, из какой самой общей смысловой области информация, которую надо вспомнить. Затем сузьте поле поиска: подумайте, в какой части этого широкого информационного поля находится нужная информация. А теперь осталось вспомнить, из каких составляющих – зрительных, слуховых, осязательных, обонятельных, вкусовых или нескольких вместе – состоит искомый объект.
Например, я хочу вспомнить, как называется изображение кувшина, винограда, персиков и груш. Я вспоминаю, во-первых, что это – вид живописи; во-вторых, чем он отличается от портретной, пейзажной, жанровой живописи. Очевидно тем, что на нем изображены мертвые, неживые предметы. Далее, я предполагаю, что это обстоятельство как-то должно быть зафиксировано в самом слове. И действительно, я вспоминаю: такая картина называется натюрмортом ( Nature – природа, morte – мертвая).
А теперь попробуйте таким же образом вспомнить слова, соответствующие следующим определениям:
1). «съедобные двустворчатые моллюски»;
2). «надписи, в основном бытового характера, на стенах зданий, заборов, партах и т.д.»;
3). «брюки, плотно охватывающие ноги до колен»;
4). «мальчик-подросток, обучающийся на судне морскому делу»;
5). «высший свет»;
6). «наемный управляющий на предприятии»;
7). «административно-территориальная единица в США».