Когда я его услышал первый раз в жизни? Не помню, наверное году в 74-м, по "Голосу Америки" шла передача, посвящённая музыке кантри (country), а вернее ответвлению ее - стилю блюгрэс (bluegrass).
Меня, тогда ярого рокомана, зацепили моторные металлические арпеджио неслыханного мной доселе инструмента. Диктор на ломаном русском рассказал, что это американское банджо, такая штука с грифом как у гитары и барабаном-резонатором. Хотелось посмотреть хоть на картинку. Лазить в советских музыкальных издания и энциклопедиях было бесполезно. Нашел у поляков в их малой ибо тогда завозили польскую литературу, магазин еще такой "Дружба" на Горького (нынешней Тверской) был. Потом я слышал и видел банджо "живьем" и у "Ленинградского диксиленда" и у штатовских Needy Greedy ... и еще много у кого. 80-х годах немецкие ГДРовские мюзимовские банджо (гитарные и тенор) появились в московских магазинах музыкальных инструментов, лежали довольно спокойно, были нормального еврокачества, единственное меня не устраивал очень звонкий пластик, стоили 70-80 деревянных, пока не исчезли вместе с Советской властью и Берлинской стеной. Сейчас банджо (американское) от Фендер можно купить по цене не ниже 400 президентов в АТТРейеде по предварительному заказу. А те немецкие пылятся у многих без дела, ибо многие не знают как настроить тенор-банджо, или как гитарное банджо переделать с нулевыми затратам в американское не платя 400 $? Ищите их, доставайте с пыльных полок, поможем, не бойтесь.
Итак, что такое банджо?
Не верьте легендам дяденек и тетенек от руссияньского искуйства, что банджо появилось в США слепленное из сигарной коробки, длиной дощечки и бараньей шкуры и жил безвестным негром, который увидел щипковые инструменты у белых. У таких сказочников музыковедческий кругозор узок, как лоб гориллы. Томас Джефферсон (тот самый!) еще в 18-м столетии описал подобный самодельный инструмент под названием bonjar, выполненный из сушеной тыквы разрезанной пополам, бараньей шкуры в роли верхней деки, струн из бараньих жил, дощечки-грифа. А многие источники упоминали, что подобные инструменты были известны на острове Ямайка еще в 17 веке. Многие исследователи истории американской народной музыки считают, что банджо - это негритянский народный инструмент либо тайком вывезенный из Африки, либо воспроизведенный по африканскому образцу в Америке. Следовательно он намного старше русских (татарского происхождения) балалаек и русских (немецкого происхождения) гармошек (но не гуслей, рожков и некоторых видов народных смычковых, почти забытых ныне). Изначально струн было от 5 до 9, порожков на грифе не было. Это связано с особенностями музыкального звукоряда негров. В африканской негритянской музыке нет точного интонирования. Отклонения от основного тона доходят до 1,5 тонов. И это сохранилось в американской эстраде до сих пор (джаз, блюз, соул).
Не всем известен следующий факт: североамериканские негры не очень-то любили показывать белым жемчужины своей культуры. Госпелз, спиричуэлз, были вытащены на белую публику из негритянской среды буквально насильно клещами. Банджо из негритянской среды было вытащено белым минстрел-шоу (minstrel-show). Что же это за явление? Представьте себе культурную жизнь в Европе и в Америке где-то в 1830-х годах. Европа - это оперы, симфонии, театр. Америка - ничего, кроме домашнего пения старинных дедовских (английских, ирландских, шотландских) песен. А культурки хочется, простому американцу гони простую культурку. И вот в 1840-х годах простой провинциальный белый американец получает мобильные, кочующие по всей стране музыкальные театрики с труппой в 6-12 человек, показывающие простому человеку простой репертуар (сценки, скетчи, танцы и т.д.). Подобное представление обычно проходило под аккомпанемент ансамбля состоящего из 1-2 скрипок, 1-2 банджо, тамбурина, костей, позже к ним стал присоединяться аккордеон. Состав ансамбля заимствован у невольничьих домашних ансамблей.
Танец на менестрельной эстраде был неотделим от звука банджо. Начиная с 40-х годов и до конца "менестрельной эпохи" на сцене господствовали неразрывно связанные между собой две артистические фигуры - солист-танцор и солист-исполнитель на банджо. В определенном смысле совмещал в своем лице обе функции, ибо, предваряя игру и пение, а также в процессе самого музицирования он притоптывал, приплясывал, раскачивался, обнажая и утрируя (например, при помощи дополнительных звуков, извлекаемых из деревянной подставки в цирках) сложные ритмы негритянских танцев. Характерно, что менестрельная пьеса для банджо даже носила название, которое связывалось с любым танцем на псевдонегритянской эстраде, - "жига" (jig). Из всего многообразия и пестроты инструментов европейского и африканского происхождения, укоренившихся на американской земле, менестрели избрали звуки банджо, как наиболее гармонирующие с их господствующей системой образов. Не только в роли солирующего инструмента, но и как участник будущего менестрельного ансамбля (band) банджо сохраняло свою ведущую роль..."
Звук банджо поддерживал не только ритм, а гармонию и мелодию исполняемой музыки. Причем впоследствии мелодия стала вытесняться виртуозной инструментальной фактурой. Это требовало от исполнителя незаурядного исполнительского мастерства. Сам инструмент пришел к 4-х или 5-струнному варианту, на грифе появились лады.
Однако черные американцы вдруг охладели к банджо и категорически изгнали его из своей среды, заменив гитарой. Это связано с "позорными" традициями отображения негров в представлениях белых менестрелей. Негры изображались в 2-х видах: либо ленивый полудурок-бездельник с плантации в рванье, либо копирующий манеры и одежду белых этакий франт, но тоже полудурок. Черные женщины отображались ...физически соблазнительными, полными эротических вожделений, крайне распутными...
Позже, с 1890 года пришла эпоха рэгтайма,джаза, блюза. Minstrel-show ушли в прошлое. Банджо подобрали белые, чуть позже черные духовые коллективы играющие синкопированные польки и марши, позже - рэгтаймы. Одни барабаны не обеспечивали требуемого уровня ритмической пульсации (swing), требовался подвижный синкопирующий звучание оркестра ритмический инструмент. Белые оркестры стали сразу использовать четырехструнное тенор-банджо (строй c, g, d1, a1), черные оркестры сначала использовали гитарное банджо (строй шестиструнной гитары E, A, d, g, h, e1), позже переучивались на тенор-банджо.
Во время первой грамзаписи джаза в 1917 году белым оркестром "Original Dixieland Jazz Band" выяснилось, что все барабаны кроме малого на пластинке слышны плохо, а ритм банджо даже очень хорошо. Развивался джаз, возник стиль "Чикаго", развивалась техника звукозаписи, появилась более качественная электромеханическая звукозапись, звучание джаз-коллективов стало мягче, ритм-секциям хватало более гармонически гибкой гитары и банджо исчезло из джаза, перекочевав в переживающую настоящий бум с 20-х годов прошлого века музыку кантри. Ведь далеко не всем белым хотелось слушать джаз.
Основанная на мелодиях английских, ирландских, шотландских песен и баллад кантри-музыка сформировала и свой инструментарий: гитара, мандолина, скрипка-fiddle, резонаторная гитара, придуманная братьями Домани, гавайская гитара, губная гармоника, банджо. Тенор-банджо приобрело колок на 5 ладу, 5-ю струну толщиной с первую и изменило строй на (g1,c, g, h, d1). Изменилась техника игры, вместо аккордовой игры медиатором появилась арпеджированная игра так называемыми "когтями" - Fingerpicking. И назвалося новое дитя - американское или блюгрэсс банджо.
Тем временем Европа узнала тенор-банджо. Великие композиторы в основном вымерли, Европу вдруг потянуло на средневеково-ренессансные песенные корни. Война замедлила этот процесс, но после войны в Англии появилась музыка skiffles, следует наверное вспомнить, что мать будущего битла Джона Леннона Джулия умела немного бренчать на тенор-банджо и научила этому сына; когда сын перешел на гитару, он долго не знал, что делать с 5, 6-й басовыми струнами, глуша их большим пальцем.
Потом появились знаменитые Chieftains и Dubliners и кельтская музыка, У Дублинцев, например, и тенор и американское банджо в составе (см. фото второй музыкант слева с тенор-банджо, третий с американским банджо). После войны некоторые джазовые музыканты захотели вернуться к истокам, в Америке и в Европе возникло диксиленд-движение, возглавленное трубачем Максом Каминьским и тенор-банджо вновь зазвучало в джазе.И звучит сейчас даже в наших диксилендах.
В 50-х годах от кантри-музыки отпочковалось песенно-балладное направление и назвали его folk. Некоторые фолк-исполнители (вспомним Пита Сигера) также играют на банджо. Неважно какое банджо тенор или американское, арпеджио (перебором) можно играть на любом. Банджист "Ленинградского диксиленда" Ершов на теноре перебором пальцами играл очень даже успешно. Техника игры на банджо развивается, вы тоже можете внести свою лепту. В заключении адресую более подробно интересующихся развитием американской музыки до эпохи джаза к книге В.Конен "Рождение джаза" (Москва, "Советский композитор", 1984 год, тираж 40000 экз.).
Материал с сайта vargan.ru