Туба называется еще «контрабасовым саксхорном», «басом» или «геликоном». Туба переводится с латинского языка как труба. Это духовой музыкальный инструмент, изготовленный из меди. Он издает самый низкий звук из всех духовых инструментов в оркестре.
Прародителем тубы считается сэрпент. Это инструмент из семейства корнетов. Он был изобретен в 15 веке. Инструмент сопровождал духовные песнопения в католической церкви. Корпус сэрпента изготавливался из деревянных частей, которые склевали и для прочности обтягивали кожей. Корпус мог быть прямым или изогнутым. В корпусе было шесть отверстий. К сэрпенту присоединялся медный мундштук. Диапазон инструмента три октавы от контра-ля. Проблема инструмента оказалась в том, что его невозможно было совершенствовать. Поэтому в 19 веке инструмент был преобразован в офиклеид. Название происходит от греческих слов «офис» - змея, «клеис» и «эйдос» - крючок. Преобразователем считают итальянского музыканта Рэджибо, который добавил к инструменту дополнительные клапана.
Но настоящий офиклеид сделали француз Александр Фришо и англичанин Джон Джэноб Эстор. Существовало три разновидности офиклеида: альтовый, басовый и контрабасовый. В основном композиторы использовали басовый офиклеид. Во второй половине 19 века офиклеид сменила туба.
Первый такой инструмент был изготовлен в Германии. В 1835 году музыкант В. Випрехт заказал И.Г. Морицу музыкальный инструмент в форме большого корнета. Первая туба получилась не очень удачной, потому что издавала резкие и тусклые звуки, но позже инструментальный мастер Адольф Сакс ее доработал, и тубу стали применять в военном и симфоническом оркестрах.
Туба – очень большой инструмент. Она представляет собой длинную медную трубу, скрученную определенным образом. Одна сторона трубы представляет собой мундштук, в который нужно дуть, чтобы извлечь звуки, другая сторона заканчивается широким раструбом, из которого звук, соответственно, выходит. В трубу в нескольких местах вделаны специальные вентили, которые при игре нужно нажимать с определенной частотой и силой, чтобы получились нужные звуки. Нажатые вентили создают определенный резонанс, и поэтому получается извлекать разные звуки. Играть на тубе очень сложно, нужно сильно дуть в трубку каждый раз, когда хочешь получить новый звук, поэтому мелодия получается отрывистая.
Тубы бывают теноровые, басовые и контрабасовые, они различаются высотой звуков, которые могут издавать. Туба не имеет конкретного диапазона. Играть на тубе можно в нескольких регистрах. Верхний регистр – самый сложный, звуки получаются похожими на звуки валторна. Средний регистр – самый подвижный и удобный. В этом регистре туба издает звуки, похожие на звуки тромбона, только более сильные и густые. В нижнем регистре можно извлечь из инструмента мягкие, шелестящие звуки или звуки с металлическим оттенком.
Новым инструментом сразу же заинтересовался Р. Вагнер. Впервые туба зазвучала в 1843 году в опере «Летучий голландец». Кроме Р.Вагнера, тубу в своих музыкальных сочинениях использовали Р. Штраус, И.Ф. Стравинский, С.С. Прокофьев и другие известные композиторы.