Вторник, 07.05.2024, 23:12Главная | Регистрация | Вход

Меню сайта

Форма входа

Приветствую Вас Прохожий!

Статистика

Лютня - ФорумЛютня - Форум
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Музыкальные инструменты » Струнные щипковые » Лютня
Лютня
СветлоярДата: Пятница, 07.11.2008, 09:29 | Сообщение # 1
Сумеречная Тварь
Группа: Лесная Администрация
Сообщений: 2729
Статус: Offline

Лютня — старинный щипковый струнный музыкальный инструмент с ладами на грифе и овальным корпусом. Слово «лютня» вероятно происходит от араб. al‘ud‎‎, «дерево», хотя недавние исследования Экхарда Нойбауэра доказывают что ‘ud просто является арабизированным вариантом персидского слова rud, имеющего значения струны, струнного инструмента, или лютни. В то же время Джанфранко Лотти считает, что в раннем исламе «дерево» было термином с пренебрежительной коннотацией, обусловленной существовавшим в нём запретом на любую инструментальную музыку.

Исполнитель на лютне называется лютнистом, а мастер-изготовитель — лютье.

Изготовление:
Лютни изготавливаются почти целиком из дерева. Дека, сделанная из тонкого листа древесины (как правило ели) имеет овальную форму. Во всех типах лютни дека содержит одинарную или иногда тройную розетку вместо звукового отверстия. Розетки как правило богато декорированы.

Корпус лютни собирается из отдельных рёбер твёрдого дерева (клён, вишня, чёрное дерево, палисандр и др.). В отличие от большинства современных струнных инструментов гриф лютни монтируется на одном уровне с декой и не нависает над ней. Шейка лютни как правило изготавливается из лёгкого дерева с покрытием из чёрного дерева.

История:
Происхождение лютни доподлинно неизвестно. Различные варианты инструмента использовались с древнейших времён в культурах Египта, Хеттского царства, Греции, Рима, Болгарии, Турции, Китая, Киликии. В начале VII века схожие по форме варианты лютни появились в Персии, Армении, Византии и Арабском халифате. В VI веке, благодаря болгарам, лютня с короткой шейкой распространилась по всему балканскому полуострову, а в VIII веке была привнесена маврами в культуры Испании и Каталонии, таким образом вытеснив доминировавшие до этого в средиземноморье лютни с длинной шейкой, пандуру и цитру. История последних на этом, однако, не закончилась: на их основе возникли итальянская гитара, колашоне и китарроне.

На стыке XV и XVI веков многие испанские, каталонские и португальские лютнисты наряду с лютней стали использовать виуэлу де мано («ручную виуэлу»), инструмент, который по форме близок к виоле да гамба и чей строй соответствует строю лютни. Виуэла под названием «виола да мано» в дальнейшем распространилась в находившихся под властью Испании регионах Италии, особенно в Сицилии, Неаполитанском королевстве и папском государстве при Папе Александре VI.

Возможно, важнейшим «перевалочным пунктом» между мусульманской и европейской христианской культурами в данном случае следует считать именно Сицилию, куда лютня была привнесена византийскими или, позднее, сарацинскими музыкантами. В связи с тем, что эти певцы-лютнисты служили придворными музыкантами в период, последовавший за возрождением на острове христианства, лютня чаще, чем какие-либо другие музыкальные инструменты, изображена на росписях потолков построенной в 1140 году церкви Каппелла Палатина (Палермо, Италия), основаннной норманским королем Роджером II. К XIV веку лютня распространилась уже по всей территории Италии и смогла из Палермо проникнуть в немецкоязычные страны, вероятно, благодаря влиянию, оказываемому на культуры соседних государств династией Гогенштауфенов.

Средневековые лютни имели четыре или пять парных струн. Звукоизвлечение осуществлялось с помощью плектра. Размер лютней варьировался: существует документальное подтверждение того, что к концу эпохи ренессанса насчитывалось до семи размеров (включаю басовую лютню). По-видимому, в средние века лютня в основном использовалась для аккомпанемента. Количество сохранившихся до наших дней партитур музыки, написанной до начала XVI века, которую с большой долей уверенности можно отнести к сочинённой специально для лютни, — чрезвычайно мало. Скорее всего, это объясняется тем, что в средние века и в начале эпохи ренессаса лютневый аккомпанемент носил не требующий нотной записи импровизационный характер.

В последние десятилетия XV века, лютнисты постепенно отказались от использования плектра в пользу пальцевого способа игры более пригодного для исполнения полифонической музыки. Количество парных струн увеличилось до шести и более. В XVI веке лютня стала главным сольным инструментом своего времени, однако продолжала использоваться и для аккомпанемента певцам.

К концу Возрождения количество парных струн выросло до десяти, а в эпоху барокко достигло четырнадцати (иногда доходя до девятнадцати). Инструменты, насчитывавшие до 26-35 струн, потребовали изменения самой структуры лютни. На момент завершения история развития инструмента архилютня, теорбо и торбан были оснащены удлинителями, встроенными в основную колковую головку, что создавало добавочную резонируюшую длину басовых струн. Человеческая ладонь неспособна охватить четырнадцать струн для зажима, и поэтому басовые струны были навешаны вне грифа и никогда не зажимались левой рукой.

В эпоху барокко функции лютни были в значительной степени низведены до аккомпанемента бассо континуо, и постепенно она оказалась вытесненной в этой ипостасти клавишными инструментами. Начиная с XIX века, лютня практически вышла из употребления, но несколько её разновидностей продолжали существовать в Германии, Швеции и на Украине.


Пипа (кит. 琵琶, пиньинь pípá) — китайский 4-струнный щипковый музыкальный инструмент типа лютни. Один из самых распространённых и известных китайских музыкальных инструментов. Первые упоминания пипы в литературе относятся к III веку, первые изображения — к V веку. Однако прототипы пипа бытовали в Китае уже в конце III века до н. э.. Название «пипа» связано со способом игры на инструменте: «пи» означает движение пальцев вниз по струнам, а «па» — обратное движение вверх.

Имеет деревянный грушевидный корпус без резонаторных отверстий и короткую шейку с наклеенным зубчатым грифом. Рёбра зубцов грифа образуют первые 4 неподвижных лада; остальные 13—14 ладов в виде узких деревянных планочек расположены на плоской верхней деке. Струны шёлковые (реже — металлические), крепятся при помощи колков и струнодержателя. Обычная длина инструмента — ок. 100 см, ширина 30—35 см.

Звук извлекается плектром, но иногда и ногтем, которому придаётся специальная форма.

Настройка — преимущественно A — d — e — a, диапазон A — a2, полный хроматический звукоряд.

На пипа играют сидя, оперев низ корпуса о колено, а шейку о левое плечо. Пипа применяется как сольный, ансамблевый или оркестровый инструмент, для аккомпанемента пению и сопровождения декламации. При сольном музицировании на пипе исполняются главным образом лирические музыкальные пьесы и программные фантазии.

Широко распространена в Центральном и Южном Китае. С VIII века известна также в Японии под названием бива. Бивы изготовлялись различных размеров.


 
СветлоярДата: Пятница, 07.11.2008, 15:50 | Сообщение # 2
Сумеречная Тварь
Группа: Лесная Администрация
Сообщений: 2729
Статус: Offline
Уд (араб. عود‎‎ʿūd; азерб. ud; арм. ուդ; греч. ούτι; перс. بربط barbat; тур. ud) — струнный щипковый плекторный музыкальный инструмент, широко распространенный в арабских странах, Иране, Турции, Азербайджане, а также в Армении, Греции и ряде стран Ближнего Востока. Занесенный арабами в Испанию, уд позднее под названием лютни широко распространился в странах Запада. Слово «уд» в переводе с арабского буквально означает «дерево», «древо».

Строение:
Уд часто изображался в произведениях миниатюрной живописи. В средневековых произведениях 4 струны старинного уда уподобляли четырем элементам природы: огню, воде, земле и воздуху. Эти струны получили следующие названия: первая зир, вторая-масна, третья — маслас, четвертая — бем; позднее к ним была добавлена пятая струна, названная «хад».
Строение и форма старинного уда претерпели ряд реформ на протяжении веков, в результате чего уд, дошедший до настоящего времени, являет собой совершенный музыкальный инструмент.
Во время игры на уде корпус инструмента ставится на правое колено и правой рукой прижимается к груди.
На современный уд навязывают 6 струн, пять из которых парные и одна одинарная. Струны, изготавливаемые из шелковой нити, кишок и особого капрона, настраиваются в квартовом соотношении.
Уд состоит из грушевидного корпуса, шейки и головки с колками на ней.
Корпус инструмента изготавливается методом сборки из нескольких частей, для которых используются также такие виды дерева, как сандал, орех и груша.
Деревянные клепки для корпуса, вырезаемые толщиной в 5 мм, предварительно нагревают, и с помощью специальных колодок им придают согнутую форму, после чего их по частям собирают.
Верхняя дека имеет толщину 5 мм и изготавливается из сосны. Общая длина инструмента — 850 мм, ширина корпуса-350 мм, длина — 480 мм, высота — 200 мм.

Диапазон уда охватывает звуки от «ми» большой октавы до «фа» второй октавы.
В составе оркестров и ансамблей традиционных инструментов уд был введен в качестве солирующего и аккомпанирующего инструмента.

Бузу́ки (греч.το μπουζούκι, англ. bouzoúki) — струнный щипковый музыкальный инструмент, разновидность лютни. Происходит от древнегреческой кифары (лиры). Известен также под именем «баглама», распространен в Греции, на Кипре, в Израиле, в Ирландии ("зук") и в несколько измененном виде в Турции (турецкий бузуки). Классический бузуки имеет 4 двойных металлических струны (архаический — баглама — 3 двойных). К семейству бузуки можно отнести и багламазаки — крошечный бузуки с 3-мя двойными струнами, без звуков которого не обходится ни один греческий оркестр, играющий в стиле «ребетико».

История

Ирландский бузуки

В Греции инструмент долгое время считался вне закона, музыка для бузуки была запрещена и не выходила за пределы таверн, где обычно собирались криминальные элементы. Возрождение этого инструмента началось в 60-е годы XX века, благодаря выдающемуся греческому композитору Микису Теодоракису, который создал музыку для всемирно известного фильма «Грек Зорба» с Энтони Куинном в главной роли. «Сиртаки» Теодоракиса стали визитной карточкой Греции.

История бузуки в Ирландии начинается в 1960-х гг. XX века. Пионерами использования этого инструмента (вернее, его классического варианта) для исполнения национальной ирландской музыки были Джон Мойнихан и Эндрю Ирвин. Греческий вариант (3 хора), хотя и не стал характерным для ирландских исполнителей, получил развитие благодаря Алеку Финну. Первоначально бузуки использовался в качестве аккомпанирующего инструмента для флейты или скрипки. Изменение классического строя, повлекшее за собой приглушение "восточного" характера звучания, снискало инструменту славу солиста ирландского оркестра.

Именно в Ирландии развернулась большая работа по модернизации бузуки. Первым значительным изменением стала плоская нижняя дека, заменившая округлую наборную, унаследованную от греков. Это позволило сделать звук более сухим и четким, акцентировать интонациюнные штрихи при игре медиатором, что отвечало характеру ирландской музыки. Ирландский бузуки, в отличие от греческого варианта, зачастую лишен декоративных элементов, верхняя дека плоская, имеет одно круглое, подобно гитаре, отверстие резонатора. Встречаются инструменты с овальным отверстием и/или с панцирем, украшенным растительным орнаментом.

В течение 1960-х делаются первые успешные попытки усилить звучание бузуки с помощью электроники, в результате чего появляется т.н. «электробузуки». Пионерами электроусиления бузуки стали греческие музыканты Манолис Хиотис и Гиоргос Зампетас, которые разработали и успешно применили специальные звукосниматели для данного инструмента; по своему звучанию он очень напоминает хамбакер. На бузуки устанавливаются как активные, так и пассивные датчики. Сегодня звукосниматели для бузуки производятся фирмами EMG, Lace Actodyne и Seymour Duncan.

До сих пор продолжаются эксперименты по созданию бузуки-арктоп в подражание американским гитарам (например, Gibson Les Paul).

На сегодняшний день бузуки является достаточно распространенным инструментом для исполнения этнической и барочной музыки.

Изготовление:
Рассмотрим породы древесины, применяемые для изготовления бузуки.
Верхняя дека изготавливается из ситкинской ели, виргинского можжевельника или коа.
Для обечайки и нижней деки (у ирландского варианта) или наборных ребер резонатора (у греческого варианта) используются махагон, красное дерево, клен, коа или орех.

Строй инструмента:
Бузуки имеет 2 различные конфигурации струн:
3 группы по 2 струны (3 хора), считающаяся наиболее древней;
4 группы по 2 струны (4 хора) или классическая.
В современных инструментах используются металлические струны. Зачастую третий и четвертый хоры содержат по одной струне с обмоткой.

Техника игры:
При исполнении музыки на бузуки чаще всего используется плектр или медиатор. Наиболее подходящие толщины - от самого гибкого (0,46 мм) до среднего (0,96 мм).
Необходимо настраивать инструмент каждый раз перед исполнением.
При игре сидя помещайте инструмент на бедро, но старайтесь сильно не прижимать его к себе - это сильно заглушит звук и сделает движения правой руки скованными.
При игре стоя следует пользоваться ремнем для классической гитары. Отрегулируйте его таким образом, чтобы правая рука в рабочем положении была согнута почти под прямым углом. Расположите инструмент таким образом, чтобы резонатор располагался на уровне пояса, а головка грифа на - уровне груди, или чуть выше (в зависимости от собственных предпочтений исполнителя).
В подавляющем большинстве случаев следует играть переменным штрихом. Такая манера игры актуальна и для аккомпанемента, и для соло.


 
СветлоярДата: Пятница, 07.11.2008, 16:23 | Сообщение # 3
Сумеречная Тварь
Группа: Лесная Администрация
Сообщений: 2729
Статус: Offline


Мандолина, струнный щипковый музыкальный инструмент, особенно популярный в Италии. В своей обычной форме (неаполитанский вариант) она имеет чашеобразный корпус, гриф с ладами и четыре пары струн (каждая пара дает унисон), настроенных по квинтам, как струны скрипки. Звук извлекается бряцанием плектром по струнам вниз и вверх. Мандолина – один из потомков лютни, а значит имеет восточное происхождение. В европейской профессиональной музыке она появляется с 18 в.; самый известный пример ее использования – в серенаде из Дон Жуана Моцарта. Музыку для нее писали также Гендель, Бетховен и Верди.


 
СветлоярДата: Понедельник, 10.11.2008, 00:17 | Сообщение # 4
Сумеречная Тварь
Группа: Лесная Администрация
Сообщений: 2729
Статус: Offline

Баглама - струнный щипковый инструмент, по форме и конструкции соответствует своим собратьям: бузуки (buzuki), сазу (saz), лахуто (laghuto), ксило (xylo), ути (uti). Представляет собой лютню (грушевидный корпус) с длинным грифом и металлическими ладами. Один из наиболее важных струнных инструментов Турции, весьма распространен также в Греции. Размеры инструмента варьируются, как и количество струн. Как правило, есть одна-две жужжащие струны, из которых звук извлекают плектром (медиатором). Такие исламские секты, как Bektasi, Alevi и Kizilbas, используют багламу в качестве единственного музыкального инструмента на своих религиозных церемониях. Наиболее популярный вариант настройки - четыре двойные струны, настраиваемые по квинтам (C, G, d, a). Некоторые разновидности инструмента имеют свои названия, например, багламазаки ("маленькая баглама") с тремя двойными струнами. Используется как сольный и ансамблевый инструмент. Входит в состав греческого национального оркестра. Его высокий и нежный голос создает неповторимый колорит в танцах сиртаки и хасапико.


 
СветлоярДата: Понедельник, 10.11.2008, 00:30 | Сообщение # 5
Сумеречная Тварь
Группа: Лесная Администрация
Сообщений: 2729
Статус: Offline
Китаррон - басовая лютня, также архилютня (итал. Arciliuti) - струнно-щипковый инструмент, семейство басовых инструментов, производных от лютни. Имеет длинный гриф, большое количество струн - грифовых и бурдонных (басовых), для которых на грифе располагаются две колковые коробки. Разновидности - теорба, торбан.


Сямисэн, шамисэн, шамисен- японский трехструнный щипковый инструмент, род лютни с длинным безладовым грифом, деревянным корпусом с кожаной декой, которую раньше делали из кожи собаки или кошки. Звук извлекают при помощи большого (деревянного, костяного или черепахового) плектора в форме лопатки, которым ударяют не только по струнам, но и по деке. В целях предохранения от повреждений деку покрывают пергаментным (кожаным) полукруглым щитком. Длинная шейка имеет три составные части, которые можно отделить друг от друга; ширина шейки разная - в зависимости от типа конструкции, выбираемой мастером для определенного стиля исполнения. В верхней части находятся три деревянных колка, к которым прикрепляются три шелковые струны; высокая подставка под струны делается из кости. Тембр отличается разнообразием оттенков. Строй - квартовый или кварто-квинтовый. Основные типы настройки: хончоши (h, e1, h1), ниагари (h, fis1, h1), сансагари (h, e1, a1). Появился в Японии к концу 16 века, предшественник - китайский инструмент сяньсянь. Сямисен используют как аккомпанемент голосу, а также в театре Кабуки, кукольных театрах и в популярных песнях. Разновидности - шосэн и кирисэн.


 
СветлоярДата: Понедельник, 10.11.2008, 01:53 | Сообщение # 6
Сумеречная Тварь
Группа: Лесная Администрация
Сообщений: 2729
Статус: Offline

Ситар (перс. seh-tar - "три струны") - самый известный индийский струнный щипковый инструмент. Автором принято считать состоявшего при дворах султанов Khilji и Tughlak в XIII веке перса Amir Khusru. Относится к семейству лютневых. Корпус - из пустотелой тыквы, покрыт плоской пластиной, к которой прикрепляется подставка для струн (у некоторых разновидностей имеется еще от одного до трех резонаторов, размещенных на равном расстоянии друг от друга над грифом). Гриф - широкий и длинный, из тикового дерева, с подвижными металлическими дугообразными ладами (19-23), которые крепятся воском, а также привязываются шелковой нитью или жильной струной (такая система ладов дает возможность при их относительной устойчивости во время исполнения перестраивать инструмент соответственно звукоряду данной раги). Ситар имеет семь основных (chikari) струн, включая боковые, которые используются одновременно для ведения ритма и постоянного гудящего звука, и тринадцать резонирующих (tarab) стальных или бронзовых струн, расположенных под этими семью и придающих звучанию специфический, характерный для каждого лада оттенок. Играют на ситаре сидя, скрестив ноги так, чтобы корпус инструмента покоился на левой ноге, локоть правой руки поддерживал инструмент, а гриф был приподнят над полом под углом около 45 градусов.

Ситар - плекторный инструмент; плектр (мизраб) из проволоки надевают на указательный палец правой руки, указательным и средним пальцами левой прижимают струны. Современный виртуоз Рави Шанкар, сводя индийскую нотацию к европейскому эквиваленту, дает следующий строй основных струн ситара - fis, cis, Gis, Cis, gis, cis1, cis2. Ситар используется для исполнения классической музыки северно-индийской традиции; входит в классический ансамбль как солирующий инструмент вместе с аккомпанирующими ему танпурой и таблой (или пакхаваджем). Различают ситары большие, средние и малые (для женщин). Предположительно происходит от подобных инструментов народов Центральной и Западной Азии, что подтверждается сходством в названиях - сайтар (в Центральной Азии), сетар (узб., иранский). Однако как по конструкции, так и по звучанию ситар отличается от таджикского и узбекского сетара (сетора) - одной из разновидностей танбура.


Танбур (тамбур, тенбур) - струнный щипковый инструмент, распространенный в арабских странах, а также странах Ближнего Востока и Средней Азии. Состоит из долбленого или склеенного из отдельных клепок деревянного корпуса грушевидной формы и длинной шейки с навязными или врезными ладами. Имеет три струны. Иногда первая и третья - парные. Настройка струн различная; чаще всего первая и третья струны настраиваются в унисон, а средняя - в кварту или квинту к ним. Звук извлекают плектром. Общая длина танбура - 1100-1300 мм. Настройка G, D, G или G, d, G.


Тар - азербайджанский, иранский, армянский, дагестанский (чонгур, чугур), грузинский (тари) струнный щипковый инструмент. Имеет корпус в виде двух чаш из тутового дерева, затянутых заменяющей деку мембраной из животного пузыря или рыбьей кожи, длинную шейку и головку из орехового дерева. На грифе - 22 основных навязных лада и 2-3 дополнительных камышовых, наклеенных у корпуса. Основные лады фиксируются вставными деревянными колышками, находящимися в специальном желобке шейки. Старинный 4-6-струнный тар имел нетемперированный 19-ступенный звукоряд, включающий мелкие (менее полутона) интервалы; звук извлекался роговым плектром. Современный тар - 11-струнный (число струн увеличилось благодаря хорным удвоениям); басовые (главным образом бурдонные) одинарные струны находятся в центре, мелодические - парные, основные и дополнительные (последние используются только в кадансах), расположены по краям. Парные струны имеют постоянную настройку, одинарные - переменную (в зависимости от жанра и лада исполняемой пьесы, в т. ч. в макомах). Наиболее распространенная (одна из 13) настройка: c1, c1; g, g; c1; c; g; g1; g1; c1, c1; диапазон: c-a2. Наигрыши на таре, как правило, представляют собой мелодию, исполняемую обычно на двух струнах в унисон (иногда на одной; тогда вторая становится резонирующей) и опирающуюся на эпизодически включаемые аккорды. Нижний регистр тара - густой, насыщенный, бархатистого тембра, верхний - звонкого, серебристого. Тар - исключительно виртуозный инструмент, используется как сольный, в ансамблях (с кеманчой и дэфом) и оркестрах народных инструментов для исполнения мугамов, танцевальных и песенных мелодий.


 
SерёжаДата: Воскресенье, 12.12.2010, 23:22 | Сообщение # 7
Странник
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Статус: Offline
Обажаю лютню, мечтаю научиться играть и для ночала преобрести ее.

Добавлено (12.12.2010, 23:22)
---------------------------------------------
Обажаю лютню, мечтаю научиться играть и для ночала преобрести ее.

 
Форум » Музыкальные инструменты » Струнные щипковые » Лютня
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024 |