История возникновения волынки.
Сведения о скоморохах и об их игре на музыкальных инструментах содержатся в "Повести временных лет" (XII век) "Житии новгородского епископа Нифонта" (XIII век) в "Поучениях зарубского черноризца Георгия" (XIII век). Слово "скоморох", пришедшее в русские летописи вмести с переводами на древнеславянский язык греческих источников в период с VII века по XIII век. Вплоть до XIII века русскими летописцами широко не употреблялось. Вместо него в письменных источниках употреблялись многочисленные синонимы этого слова, взятые из устной речи, такие как "игрец", "глумец", "плясец", "гудец", "свирец", "сопельник", "смехотворец", "веселый" и "волынщик" или "волыночник". В последующие столетия понятие "скоморох" широко входит не только в письменную речь, но и устную в качестве общего термина, обозначающего человека, умеющего повеселить.
Искусство скоморохов естественно возникло из потребностей исторического развития самих славянских народов в русле первобытных представлений и языческих верований еще до образования Киевского государства. Помня связь скоморохов с язычеством, духовенство постоянно и решительно боролось с ними. В отличие от западной религии, восточная христианская церковь не допускала использования музыкальных инструментов в храмах. Поводом для борьбы церковников с инструментальной музыкой было использование ее в языческом обряде поминовения предков, а также участие инструменталистов-скоморохов в свадебном обряде, элементы которого уходят своими корнями в языческую старину. Однако причины гонений на скоморохов были и другие. Бродячие скоморохи были представителями народных, демократических тенденций в профессиональном древнерусском искусстве. Они ближе всего стояли к широким массам трудового народа, обслуживая их своим искусством на народных игрищах, торговых площадях, пирах - братчинах и во время свадебных обрядов. Их выступления нередко имели острую социальную направленность против духовенства и светской феодальной верхушки. Социальный состав профессиональной прослойки музыкантов в эпоху Киевской Руси и последовавшей за ней эпохой феодальной раздробленности был весьма пестрым. Каждый социальный слой имел, своих профессионалов, которые находились в услужении у князей и феодалов.
В XVI-XVII веках русская инструментальная музыка достигла самого высокого уровня профессионализма в бесписьменной традиции, особенно в его скоморошеской ветви. Об этом свидетельствуют, в частности, деятельность Государевой потешной палаты, основу которой составили привезенные Иваном Грозным из разных мест лучшие скоморохи. Именно здесь получило развитие ансамблевое и оркестровое исполнение на русских народных инструментах. Были использованы: "Домры", "Гудки", "Гусли", "Колесная лира". А также "Волынка", "Жалейка", "Рожок", "Брелка", "Сурна", "Свирель". Особенно широкий размах в этот период приобретает деятельность бродящих скоморохов. Они не ограничиваются исключительно художественным исполнением. Продолжая демократические традиции древнерусского искусства, бродячие скоморохи не только при народе бичуют пороки служителей церкви, но нередко внушают народу государственную крамолу и сами принимают активное участие в крестьянских войнах и восстаниях XVII веке. В связи с этим, как ответная мера духовенства и царских властей, усиливаются гонения на скоморохов. Сохранилось до полутора десятков документов, относящихся к периоду с конца XVI века до первой половины XVII века, направленных против скоморохов. Среди них Указ царя Алексея Михайловича "Об исправлении нравов и уничтожении суеверий" от 1648 года, часто называемый против скоморохов, как считают многие, официально положил конец скоморошеству.
"Волынка" - русский народный духовой язычковый инструмент. Состоит из резервуара - меха (мешок из кожи или пузыря животного) в который вставлена трубка для нагнетания воздуха, другая мелодическая с игровыми отверстиями и с одинарной тростью, другие это бурдоны, их может быть разное количество от 1 - 3. Бурдоны настраиваются в октаву, квинту и кварту по отношению к мелодической трубке. Воздух нагнетается ртом или накачивается нажимом локтей на специальной "педали". Является солирующим инструментом и используется в различных ансамблях. "Волынка" - древнейший инструмент, на котором играли скоморохи, распространен у многих народов Мира. Имеет различные тембры звучания и названия. В настоящее время русская "Волынка" представляет собой целое семейство инструментов: сопрано, альт, тенор и бас.
"Лабанора дуда", "Дудмайшис", - литовская волынка. Мех из шкуры животного, реже - желудка. Длина мелодической трубки 200-400 мм, бурдонной (иногда две, состоит из 2 раздвижных колен) - 300 - 1000 мм (настройка квинтой или октавой ниже мелодической), длина вдувной трубки около 200 мм (имеет запирающий клапан). На мелодической трубке находятся 5-8 пальцевых отверстий. Звукоряд диатонический. Пищики из тростника или гусиного пера с одинарным надрезанным язычком. "Лабанора дуда" известна с XVI века. Бытовала до начала XX века среди крестьян, странствующих медвежатников и нищих. Использовалась соло, иногда в ансамбле со скрипкой, цимбалами в инструментальных наигрышах, а также для современных различных песен. Ныне модифицированная "Лабанора дуда" включена в ансамбль народных инструментов.
"Мюзет" (во Франции musette, основное значение - волынка, от старинного французского языка muse-дудка). Имела мех из ткани, меха - качалки для нагнетания воздуха (в отличие от французской пастушьей "Корнемюзы", бытующей и ныне, где воздух нагнетается исполнителем через надувную трубку). Две мелодические трубки ( на основной, игровые отверстия закрывались с помощью клапанов, на дополнительной трубе нет). И особый бурдонный бочонок с несколькими тростями и звуковыми каналами, длина и настройка которых менялись при передвижении пластинок. "Мюзет" сформировался к началу XVII века, употреблялся в XVII - XVIII веках как профессиональный инструмент в камерной и театральной музыке, а также для домашней игры.
"Ствири", "Гудаствири" - грузинская волынка без бурдонных трубок с двумя скрепленными мелодическими трубками, с тремя и шестью пальцевыми отверстиями. Звукоряд диатонический. Звук мягкий в терцию, сексту, кварту и квинту, аккомпанируют народным танцем. Возможны и другие варианты волынок.
"Торупилль" - эстонский народный инструмент типа волынки. Состоит: мех (из животного пузыря, желудка и шкуры козы), три или пять трубок, из которых одна - для нагнетания воздуха, другая - игровая мелодическая. И одна, две, реже три - бурдонные с небольшим раструбом. Мелодическая трубка длиной до 300 мм имеет пять или шесть пальцевых отверстий. Бурдонные трубки длинной до 750 мм состоят из двух различных колен, позволяющие менять высоту звука и настраиваются квинтой или октавой ниже мелодической трубки. Трости одинарные обычно из тростника. В основном развитие имел в крестьянской среде с 16 века.
"Чибони" - аджарская волынка. Имеет две тростниковые мелодические трубки и восемь игровых отверстий. На первой трубке исполняется основная мелодия, на второй - подголоски. Резервуаром служит бурдюк. Звукоряд диатонический. Исполнители (только мужчины) играют соло, сопровождают танцы. Распространение имел особенно в горной Аджарии. Родственные инструменты - "Паракапзук".
"Чимпой" - молдавская и румынская волынка. Мех из кожи (бурдюк) козы или овцы. Имеет две трубки: мелодическая с коническим каналом длинной около 200 мм, раструбом из коровьего рога и семь - восемь игровых отверстий, и бурдонная, состоящая из трех раздвижных колен. В трубки вставляются одинарные трости. Звукоряд диатонический. Бурдон настраивается в кварту, квинту или октаву. Применялся как сольный инструмент и ансамблевый. Ныне встречается редко.
"Шабр", "Шапар" - чувашская волынка. В резервуар из пузыря быка или коровы вставлены костяная или металлическая трубка для вдувания воздуха и две мелодические (оловянные), укрепленные в общем деревянном ложе. На левой (от исполнителя) трубке 2-3 пальцевых отверстий, а на правой 3-4. В нижней ее части: 3-7 небольших отверстий, закрепленных воском, их протыкают при подстройке стволов. Мелодические трубки заканчиваются раструбом из коровьего рога или бересты. В отверстия внутри резервуара вставлены пищики. Звукоряды диатонический и хроматический. Используется как сольный и ансамблевый инструмент.
"Шувыр", "Шювыр", "Шюббер" - марийские разновидности волынок. В бычий или лошадиный пузырь (диаметр 600-900 мм) вставлены трубки: одна для нагнетания воздуха, а 2 игровые мелодические из птичьих костей или металла (длина 180-300 мм), укрепленные в деревянное ложе и снабжены раструбом из коровьего рога; в их отверстиях внутри пузыря находятся тростниковые пищики. Левая (от исполнителя) трубка имеют два пальцевых отверстия, правая - 4. Звукоряд диатонический. Звук резкий, жужжащий. Обычно исполняют 2-голосные наигрыши, песенные и танцевальные мелодии. Играют (обычно в ансамбле с "Гумыром) мужчины на разных инструментах.
"Гайда" - болгарский, "Гайде" - сербский и хорватский инструмент типа "Волынки" с одинарным язычком тремя мелодическими трубками. Звукоряд диатонический. Диапазон обычно нона. Существуют они высокого строя (а, g, f, e, - первая октава), среднего (d, с,) и низкого малая октава (h, b, a). Название "Гайда" - арабского происхождения. Известна южным славянам с 14 века, ныне распространена в странах Балканского полуострова (Болгария, Югославия, Албания, Греция), а также Чехии, Словакии и Польше. Используется в основном для сопровождения народных танцев. Родственные инструменты - польская, украинская, белорусская, латышская, литовская "Дуда", "Коза", португальская "Гайта".
Фольклорные традиции русской инструментальной музыки оказались в поле зрения исследователей во второй половине XVIII века. За истекшие два столетия накоплен огромный фактический материал - исторический, этнографический, археологический собственно фольклористический. Необходимость создания обобщающей работы - систематического изложения данных по искусству русских - инструменталистов бесписьменной традиции - возникла уже давно.
О волынках глазами русских ученых историков: "Близкий по конструкции к двойной жалейке является волынка - общеизвестный и широко распространенный в прошлом скомороший инструмент. Сведения о ней довольно многочисленны в письменных и иконографических памятниках XVI-XIX веках. Наиболее раннее изображение находится в Радзивиловской летописи XV века на миниатюре "Игрище славян вятичей". Волынка состоит из трех тростниковых трубок, вставленных в мех или пузырь, используемый в качестве воздушного резервуара. Через одну трубку в мех нагнетается воздух, две другие (мелодическая трубка и бурдонирующая) служат для игры. Мелодическая трубка волынки нередко называется жалейкой и, очевидно, не случайно: устройство для звукового извлечения у нее такого же язычкового типа, как у обычной жалейки. Недавно высказано предположение о возникновении жалейки путем отделения мелодической трубки волынки от меха (Вертков, 1975 г. стр.), потому что не снимает вопрос о происхождении самой мелодической трубки волынки".